Не понравился защитник

Представитель России в страсбургском суде рассказал о ее позиции по делу ЮКОСа. В Москве считают, что ликвидированную компанию представляет ненадлежащий адвокат

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение провести устные публичные слушания по делу ЮКОСа, сообщил в минувшую пятницу уполномоченный России в ЕСПЧ Георгий Матюшкин. Календарно срок слушаний не определен. «Исходя из практики работы суда скорее всего это займет не менее года», – прогнозирует уполномоченный. Или даже двух, если дело будет передано в Большую палату. ЕСПЧ имеет право рассматривать дело в закрытом режиме, без вызова сторон, но, судя по словам Матюшкина, в случае ЮКОСа процесс будет публичным.

26 января европейский суд принял решение о частичной преемственности жалобы НК «ЮКОС». Налоговые претензии предъявлялись для того, чтобы разрушить компанию и отобрать ее активы, говорится в жалобе. При этом ЕСПЧ признал британского адвоката Пирса Гарднера действительным представителем заявителя. Российская сторона настаивала, что представлять ЮКОС полномочен только его бывший конкурсный управляющий Эдуард Ребгун.

«В тексте решения нет ни одного мотива, почему компетенция Гарднера признана», – говорит Матюшкин. Но, отмечает он, доверенность адвоката дефектна: «Полномочия Гарднера основаны на доверенности, которую ему выдал английский адвокат Годфри, которому, в свою очередь, доверенность выдал бывший топ-менеджер ЮКОСа Василий Шахновский. Но в доверенности Шахновского говорилось, что она была выдана без права передачи». Признание такой доверенности противоречит нормам римского права, согласно которому никто не может передать больше полномочий, чем имеет сам, подчеркивает Матюшкин.

Бывший руководитель правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов говорит, что Россия на первом этапе спора проиграла из-за того, что на ее стороне не было сильных юристов. Для России было ключевым моментом доказать, что у Гарднера отсутствуют полномочия, и дело можно было бы считать закрытым, констатирует Гололобов. В принципе, это было возможно, но британский адвокат переиграл Россию в темпе предоставления доказательств.

Пользуясь полномочиями, которые позволяют ему давать приоритет каким-то делам, ЕСПЧ формирует определенную судебную политику. Не только в отношении России, но и других стран Совета Европы, говорит Матюшкин. Он напоминает, что, по официальной статистике, на рассмотрении ЕСПЧ сейчас находится около 100 000 дел (26 000 из них – против России). Если делу не дан приоритет, заявитель будет ждать много лет, резюмирует Матюшкин.

Как заявил в пятницу министр юстиции России Александр Коновалов, вынесенные за последние месяцы решения ЕСПЧ небезупречны с точки зрения юридической аргументации.