Конец дороги


Американская автоиндустрия в своем нынешнем виде достигла «конца дороги», заявил вчера президент США Барак Обама. Белый дом отказал GM и Chrysler в новых деньгах и дал им 60 и 30 дней соответственно на доработку плана реструктуризации. На это время им будут предоставлены оборотные средства, но новых вливаний госсредств пока не будет. GM уже получила $13,4 млрд и просит еще $16,6 млрд. Chrysler получил $4 млрд и просит еще $5 млрд. Chrysler, впрочем, может получить $6 млрд, если реализует идею партнерства с итальянским Fiat. Вчера же Chrysler сообщил, что достиг с Fiat официальной договоренности об альянсе (до сих пор она была предварительной), и минфин США поддерживает его.

Государство не может вечно спасать автоиндустрию и может пойти на банкротство GM и Chrysler, сказал Обама. «Я знаю: когда люди слышат слово «банкротство», это заставляет их слегка нервничать, поэтому разрешите мне сказать, что я имею в виду, – заявил президент. – Я говорю об использовании существующих законов в качестве инструмента, который при поддержке правительства США может помочь General Motors и Chrysler быстро освободиться от старых долгов, которые камнем висят на них, чтобы они смогли встать на ноги и выйти на дорогу к успеху. Инструмент, который мы можем использовать, при том что рабочие будут продолжать работу по выпуску автомобилей, которые будут продаваться».

Днем ранее президент заявил, что «жертвы должны принести все: менеджмент, работники, акционеры, кредиторы, поставщики, дилеры». Первой принесла жертву GM, объявив об отставке гендиректора. «В пятницу я встречался с чиновниками администрации президента, и они попросили меня уйти – я так и сделал», – заявил Рик Вагонер (цитата по пресс-релизу GM). Вагонера сменит его заместитель, директор по операционной деятельности Фриц Хендерсон.

Вагонер возглавил GM в 2000 г. В 2008 г., когда GM понесла убыток в $30,9 млрд и получила помощь государства, он согласился работать за $1 в год.

А в Европе был отправлен в отставку гендиректор PSA Peugeot Citroen Кристиан Стрефф. Это необходимо, чтобы «разблокировать потенциал группы», говорится в заявлении компании. Стрефф назвал свое увольнение «непонятным», добавив, что его действия и стратегия позволили компании войти в кризис хорошо подготовленной. С 1 июня руководить PSA будет Филип Варен, бывший гендиректор сталелитейной компании Corus.

Стрефф возглавил PSA в феврале 2007 г. по приглашению семьи Пежо, владеющей 45% акций компании. Правительство Франции недовольно действиями менеджмента. Через два дня после получения госкредита на 3 млрд евро при условии, что ни один сотрудник не будет сокращен, компания уволила 3000 человек.