Твистующий пьет до дна

Победившие на «Нике» «Стиляги» идеально соответствуют духу первой национальной кинопремии

Академикам «Ники» приглянулись и форма, и содержание: «Стиляги» натанцевали крылатые статуэтки за лучший фильм, костюмы, работу художника и звукооператора. Массовому кино принято высокомерно отказывать в художественных достоинствах, но картина Тодоровского справедливо побила местный артхаус: против твистующих были выставлены «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова и «Пленный» Алексея Учителя. Старательным германовским мизансценам отписали «Нику» за режиссуру, хотя «Бумажному солдату» хватило бы и приза за операторскую работу (Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев). В «Диком поле» отметили сочиненный еще в 90-х сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова, а также музыку Алексея Айги и актерские работы Олега Долина и Романа Мадянова. За женские роли награждены Дарья Мороз и Анна Михалкова (кособокий в целом фильм «Живи и помни»). В документальной номинации победила «Анастасия» Виктора Лисаковича, в анимационной – «Правдивая история о трех поросятах» Константина Бронзита. «Открытием года» хотелось бы видеть «Шультеса» Бакура Бакурадзе, но академики предпочли «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики.

КВН плюс либеральные ценности – такова кинопремия «Ника» под бессменным руководством Юлия Гусмана, таковы же «Стиляги» Валерия Тодоровского – с поправкой на качество исполнения, удивительное для российского массового кино.

Взяв за основу простую мысль о том, что люди имеют право быть разными, Тодоровский соединил антураж условных 1950-х с рок-хитами 80-х, а советскую музкомедию с американским мюзиклом – и реанимировал легкий жанр, в котором отечественные режиссеры, казалось, разучились работать навсегда.

«Нику» за честь и достоинство получил Алексей Герман-старший, за вклад в киноведение – Юрий Богомолов.

Что касается заочного спора с председателем Союза кинематографистов РФ Никитой Михалковым и учрежденной СК премией «Золотой орел», то реплики на эту болезненную тему были на «Нике» гораздо корректнее, чем у оппонентов.