Ни вашим ни нашим

ЕС так и не удалось заручиться согласием Туркменистана на участие в проектах диверсификации поставок газа в обход России

В Праге на прошлой неделе прошел энергосаммит ЕС «Южный коридор – новый шелковый путь», на котором планировалось подписать декларацию о строительстве новых газопроводов в обход России.

Поиск альтернативных маршрутов поставок топлива из Средней Азии ЕС активизировал после газовой войны России с Украиной. Но добиться масштабной поддержки стран – поставщиков газа на саммите ЕС не удалось. Декларацию подписали лишь Азербайджан, Грузия, Турция и Египет. Туркменистан, Казахстан и Узбекистан подписи под документом не поставили.

Из-за отсутствия подписи Туркменистана остался открытым вопрос источников наполнения главного из альтернативных маршрутов – Nabucco (из Средней Азии в обход России). Позиция Туркменистана до сих пор не ясна, считает Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.

Туркменистан готов включиться в проект Nabucco, но не решается это сделать, поскольку хочет сохранить хорошие отношения с Россией, заявил заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза радиостанции «Эхо Москвы». Теоретически Туркменистану выгодно выйти напрямую на рынок ЕС, считает Корчемкин, но страну связывает договор о поставках газа России до 2028 г. Страна продает газ России на тех же условиях, на которых ей предлагается поставлять газ в рамках Nabucco, отмечает Аджар Куртов из Российского института стратегических исследований. Но главный фактор – политические договоренности, убежден Корчемкин.

Аналитики не исключают, что позже Туркменистан присоединится к проекту Nabucco. Потребность в туркменском газе у Nabucco возникнет лишь в 2018 г., до этого проект может быть поддержан за счет других источников сырья, в том числе Азербайджана, говорит Корчемкин.

У России традиционная монополия на экспорт газа из Средней Азии в Европу, отмечает Андрей Грозин из Института СНГ. Но связка Москвы и Ашхабада по поставкам газа дала сбой в апреле после аварии на туркменском трубопроводе, в котором Туркменистан считает виновной Россию. Москва оказалась в неудобном положении, думает Куртов: на конфликт с Украиной наложилось ухудшение отношений с Туркменистаном. Представитель «Газпрома» не отвечал вчера на звонки.

Впрочем, некоторых успехов в реализации проекта ЕС удалось добиться. Союз заручился поддержкой Nabucco со стороны Турции: после четырех лет переговоров страна согласилась стать транзитным государством. Межправительственное соглашение по Nabucco с Турцией ЕС рассчитывает подписать уже в конце июня, заявил по итогам саммита вице-премьер Чехии Александр Вондра.