Вектор


Премьерская ситуация

Московский арбитражный суд в четвертый раз отложил рассмотрение ходатайства норвежской Telenor о приостановке исполнительного производства по иску Farimex. Это офшор, называющий себя владельцем ADR на 0,002% акций «Вымпелкома»; по его иску Telenor должна возместить «Вымпелкому» $1,73 млрд «убытка», понесенного в 2004–2005 гг. Telenor не стала исполнять это решение, судебные приставы арестовали принадлежащие ей 26,6% «Вымпелкома» и готовят их продажу. Следующее заседание московского арбитража – 3 июня. К этому времени акции «Вымпелкома» уже могут быть проданы: приставы получили от РТС предварительные данные о стоимости пакета Telenor ($1,8 млрд), теперь им надо подготовить отчет об оценке.

Но вряд ли акции будут проданы до 19 мая, когда норвежский премьер Йенс Столтенберг встретится с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. В ходе встречи обещает прозвучать и тема Telenor, 54% которой контролирует Норвегия. Возможно, премьеры утвердят условия долгожданной сделки между Telenor и «Альфа-групп» – вторым совладельцем «Вымпелкома» (44%) и украинского «Киевстара» (43,5%; у Telenor – 56,5%): несколько лет враждовавшие партнеры ныне близки к перемирию, утверждают близкие к ним источники. А если норвежцы помирятся с «Альфой», то, может, и Farimex не станет настаивать?.

Споры о трубе

«Газпром» и Eni разошлись во мнении, какую роль итальянская компания будет играть в проекте «Южный поток», сообщило в пятницу Reuters со ссылкой на источник в правительстве Италии. Eni, по данным агентства, хочет продавать газ в тех странах, по территории которых пройдет газопровод. А «Газпром» согласен лишь на то, чтобы поставки для Eni шли до Италии. Ну и, конечно, предлагает участие в управлении газопроводом (СП компаний готовит сейчас его ТЭО).

Почему вышел такой спор, не совсем ясно. Покупая газ у «Газпрома», Eni может продавать его в любой стране, где есть ее потребители. И для этого не нужно договариваться с «Газпромом». Раньше в его контрактах была возможность запрещать реэкспорт. Но по требованию Еврокомиссии ее исключили. Видимо, Eni хочет других гарантий от «Газпрома»: если он будет создавать трейдеров в транзитных странах (а это предполагается), то должен брать в СП с местными компаниями и Eni. Таких гарантий «Газпром» наверняка давать не хочет: тогда его доля в СП будет ниже, чем у национальных игроков. Впрочем, «Южный поток» все равно будет готов не раньше 2015 г. Так что время договориться у партнеров еще есть.