Газовый залп

Молочная война с Белоруссией перешла в газовую стадию. Минск в ответ укрепляет таможенную границу

С девяти утра вчерашнего дня Белоруссия ввела усиленный режим контроля за перемещением грузов на основных российско-белорусских магистралях, говорится в сообщении Государственного таможенного комитета (ГТК) страны. Меры вводятся по указанию Александра Лукашенко, сообщил накануне председатель ГТК Белоруссии Александр Шпилевский. Это симметричный ответ на действия российской стороны в отношении белорусских товаров, говорится в сообщении ГТК со ссылкой на госсекретаря Совбеза страны Юрия Жадобина. Пока угроза Белоруссии не реализовалась. Таможня приостановила введение мер ввиду договоренности с Россией по молоку, сказала «Ведомостям» первый замглавы администрации президента Белоруссии Наталья Петкевич.

«Газпром» потребовал от «Белтрансгаза» выплатить свыше $230 млн долга за поставки газа в январе – апреле, заявил советник посольства России в Белоруссии Андрей Кузнецов. Петкевич считает появление долга неправильной трактовкой «Газпрома» и ссылается на устные договоренности Лукашенко и Путина по ценам на газ и компенсациям. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

По контракту «Газпрома» и «Белтрансгаза» цена на газ в I квартале составляла около $210 за 1000 куб. м, в течение года должна была снижаться вслед за европейской. Но Белоруссия предложила сразу платить среднегодовую цену в $150. Устно президенты России и Белоруссии договорились об этом, но в контрактах с «Газпромом» уточнений не было, говорит близкий к «Газпрому» источник. «Газпром» пошел навстречу: оплатил аванс за транзит на $250 млн, чтобы Белоруссия оплатила газ по $210, но из «своих денег» она заплатила бы из расчета $150, добавляет собеседник «Ведомостей». Концерн ждал, что именно так и выйдет, но свой аванс обратно не получил.

Глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей видит за конфликтом «конъюнктурные интересы влиятельных российских бизнес-структур, заинтересованных в контроле над лакомыми кусками белорусской экономики». «Вряд ли Россия пойдет в лобовую и перекроет Белоруссии газовый кран, как это было с Украиной», – считает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. Скорее всего, все закончится взаимными уступками. Для России есть как минимум один сдерживающий фактор: «Газпром» еще не оплатил последний транш за 50% «Белтрансгаза» (12,5% из пакета оплачиваются в конце года) и не договорился с Минском об управлении активом, а это важно для Москвы, отмечает эксперт.

Белоруссия всегда платила по счетам, отметила Петкевич.