Новинки книжных развалов


Принцип Абрамовича. Талант делать деньги

Владислав Дорофеев

Татьяна Костылева

М.: ИД «Коммерсантъ», «Эксмо», 2009. 272 с.

«Любая отрасль, где можно консолидировать активы и создать компанию с оборотом хотя бы в $1 млрд, в принципе интересна», – признавался «Ведомостям» в 2003 г. Евгений Швидлер, близкий соратник Романа Абрамовича, добавляя, что даже «в производстве спичек можно это сделать или в парикмахерских услугах».

Журналисты «Ъ» Влад Дорофеев и Татьяна Костылева пишут о производствах и услугах иного рода, позволяющих главному герою зашибать бешеные деньги. «За 10 лет бизнеса – $18 млрд, – подсчитывают они и задаются вопросом: – Но каждому ли под силу цена такого успеха?»

Вряд ли все читатели согласятся с авторами в том, что «книжка получилась деловая, почти учебник: строй жизнь по Абрамовичу, изучай его принципы, реакции, решения в предполагаемых обстоятельствах, делай выводы, учись»; а кого-то и вовсе разозлит фраза: «Абрамович – неисчерпаемый источник бизнес-вдохновения и энергетики». Хотя, конечно, любопытно, какой такой энергетикой отличалась «скромно обставленная кухня однокомнатной квартиры на Цветном бульваре в Москве», где 22-летний Роман Аркадьевич произнес: «Когда-нибудь я куплю весь мир».

Судя по книге, он упорно, почти маниакально движется к этой цели. «Самый большой личный флот, самый дорогой дом, собственная флотилия воздушных судов – налицо все возрастающее стремление Абрамовича к роскоши», – констатируют авторы. Вдобавок к этому главный герой стал «владельцем самой знаменитой на Французской Ривьере гостиницы – Hotel du Cap Eden-Roc, купленной им за $1 млрд. Как говорят специалисты, Hotel du Cap Eden-Roc – это репутация, сложившийся имидж и успешный бизнес».

Три этих понятия применительно к Абрамовичу раскрываются по ходу повествования, равно как и главный, вынесенный в название книги его принцип, поскольку «покупка, подготовка, перепродажа бизнеса – это рутинные будни Абрамовича». Его компания Millhouse Capital стоит, по мнению авторов, на нескольких китах: «Предпочтение отдается, как правило, быстрому вложению в перспективные бизнесы и стремительному, но выгодному избавлению от них. Умение подгадать момент выхода из бизнеса на волне спроса наиболее ценно в компании».

А может быть, успех главного героя в том, что он постоянно выходит сухим из воды, зная, как себя вести с властью? «Рома – блестящий психолог и обладает фантастическим умением просчитать, что в данный момент времени требуется руководящему лицу, – рассказал авторам хороший знакомый главного героя. – Если начальник проснется в 3 часа ночи от сильной жажды, то в 3 часа 2 минуты Абрамович будет стоять у двери со стаканом воды!» Несмотря на это волшебное свойство, Абрамович сам не забывает и молодым российским бизнесменам советует: «Помните, что всегда можете угодить в тюрьму».