Огонь вели по своим

По данным военных экспертов, в ходе войны в Осетии три из шести российских самолетов были сбиты «дружественным огнем» российских и осетинских сил

В статье «Российские воздушные потери в пятидневной войне с Грузией», опубликованной вчера журналом Moscow Defense Brief, на основе записей телепередач, обработки местной прессы и бесед с российскими военными дается картина потерь ВВС, отличная от официальной. Российская сторона признала тогда потерю трех штурмовиков Су-25 и одного бомбардировщика Ту-22М3, а президент Грузии Михаил Саакашвили уже 12 августа заявил о сбитии грузинской ПВО 21 российской машины. На самом деле, утверждают авторы исследования, три из шести потерянных самолетов были подбиты российской ПВО.

Центр анализа стратегий и технологий, издающий Moscow Defense Brief, – единственная неправительственная организация России, которая занимается исследованиями в области военного строительства, оборонной промышленности и локальных войн.

По данным автора статьи Антона Лаврова, в первый день войны, 8 августа, ПВО Грузии не удалось сбить ни одного российского самолета, зато осетинскими ополченцами переносной ракетой был подбит Су-25, летчику удалось спастись. Победы у ПВО Грузии были лишь в первой половине дня 9 августа, когда из поставленного Украиной комплекса «Оса-АК» был сбит средний бомбардировщик Ту-22М3, при этом второй пилот Вячеслав Малков попал в плен, а трое членов экипажа погибли. Затем предположительно израильским комплексом Spyder-SR был сбит бомбардировщик Су-24, штурман Игорь Ржавитин погиб, а пилот Игорь Зинов попал в плен. 19 августа Малкова и Зинова обменяли на грузинских пленных. В тот же день предположительно грузинской ракетой был подбит Су-25СМ, пилот спасся.

А ближе к вечеру российским комплексом «Оса-АКМ» был сбит еще один Су-25СМ, пилот погиб. Шестой и последний самолет – Су-24 был сбит ПВО российских войск у Цхинвали 11 августа, летчики спаслись.

Замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын сведения о сбитии российских самолетов своей ПВО назвал инсинуациями.

По словам Лаврова, отрицать потерю Су-24 Зинова и Ржавитина странно, поскольку это был единственный российский самолет, упавший на контролируемой Грузией территории, его фото и видео широко доступны, а информация об обстоятельствах гибели опубликована свердловской «Областной газетой» со слов сослуживцев пилота. О трех Су-25 заявлялось как о грузинских самолетах, сбитых российской и осетинской ПВО, но они были потеряны после того, как грузинские ВВС совершили свой единственный вылет днем 8 августа.