Дорогой бензин: Цены и ответственность


Мы все наблюдаем, как цены на топливо во всем мире следуют за ценами на нефть. Не видим этого только у нас, в России. С начала октября 2008 г. по июнь нынешнего года общее снижение цен на бензин в России составило лишь 15%, хотя мировая цена на нефть за это время упала почти в три раза.

За это время ФАС России совместно с Министерством экономического развития подготовила программу развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающую меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики. Существует целый план мероприятий по развитию конкуренции и на рынке бензина. Было возбуждено несколько десятков дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении региональных компаний нефтепродуктообеспечения (НПО). Да и по крупным нефтяным компаниям, таким как «Лукойл», ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Роснефть», идут дела и выставлены миллиардные оборотные штрафы.

Причина всем очевидна – монополизация производства бензинов, их оптовой реализации, хранения нефтепродуктов в регионах, а также и розничных продаж на АЗС. Почти повсеместно ФАС России выявляет наличие индивидуально или коллективно доминирующих хозяйствующих субъектов, которые, как указано в законе, могут «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке».

Однако само по себе доминирование на рынке или даже его монополизация не является нарушением закона. Закон запрещает злоупотреблять этим положением – устанавливать монопольно высокие цены, дискриминировать контрагентов, ущемлять их интересы, искусственно вытеснять конкурентов. Выявлением и доказательством таких нарушений и занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, ФАС, выполняя поручение правительства, анализирует механизмы ценообразования и готовит предложения по определению стоимости углеводородного сырья. Межведомственная рабочая группа под руководством Федеральной службы по финансовым рынкам разрабатывает механизм вывода торговли нефтепродуктами на биржу. Параллельно с этим идет подготовка правил недискриминационного доступа к трубопроводам, по которым перекачиваются нефть и нефтепродукты. Наши коллеги из ФСТ готовят документ по стандартам раскрытия информации субъектами естественных монополий и т. д.

Мы понимаем, что это только начало, которое, конечно же, мгновенно не смогло повлиять на рынок в целом и на существенное снижение цен на бензин в частности.

Полагаю, что впереди формализация единых правил игры для всех участников этого рынка: и крупных компаний, и представителей малого и среднего бизнеса. ФАС России в качестве уполномоченного государственного органа и участники рынка должны пройти свою часть пути по выстраиванию и соблюдению единых правил игры. А это невозможно без достижения единого понимания механизма формирования конечной цены бензина на АЗС, анализа влияния налоговой нагрузки в отрасли и учета ограничений, налагаемых состоянием инфраструктуры и логистическими особенностями каждого региона.

Удешевление продукции, которого так ждут покупатели, зачастую связано с серьезными проблемами. Ни для кого не секрет, что многие участники рынка до сих пор продолжают работать в серой или вообще черной зоне. Все мы, как потребители, сталкиваемся с негативными последствиями такой деятельности: некачественным бензином и скрытым недоливом на АЗС. С точки зрения антимонопольного законодательства это недобросовестная конкуренция, и грешат ею, как правило, мелкие компании. Государство же теряет существенные суммы недоплаченных налогов и не имеет возможности вести корректный статистический учет, необходимый для определения состояния и динамики конкретных товарных рынков. При этом добросовестные участники рынка находятся в незавидном положении, конкурируя с теневиками и соблюдая все требования законодательства и многочисленных проверяющих органов.

Контроль над количеством и качеством продаваемого в рознице топлива является одним из наиболее сложных вопросов. Недавно был принят новый технический регламент «О безопасности топлива», позволяющий по ограниченному перечню параметров определять качество продаваемого топлива. К сожалению, даже после этого соответствующие государственные надзорные органы не проводят полномасштабных проверок в розничных топливных сетях. Считаю, что и власть, и бизнес должны действовать совместно и достаточно жестко. Торгуешь паленым топливом – сразу уходишь с рынка. А руководитель такого предприятия еще и получает дисквалификацию года на три и серьезный штраф.

Пора наконец подсчитать, как паленое топливо влияет на развитие страны в целом: на экономику с точки зрения недобора налогов и снижения заработной платы, на здоровье людей, на окружающую среду, на состояние автомобилей. Тогда мы получим цифровой эквивалент этого зла.

Совсем недавно президент Дмитрий Медведев поручил прокуратуре и ФАС разобраться с проблемой доступа отечественного бизнеса на региональные рынки. Местные власти всегда готовы возмущаться высокими ценами на топливо, но, когда бизнес приходит в регион, чтобы построить АЗС, его встречают административными барьерами, проблемами с подключением к инженерной инфраструктуре и т. д. Также, как отмечают эксперты, региональные автозаправочные станции подчас кормят местную элиту и приход чужака местными не приветствуется.

Вопросов накопилось много, и поэтому думаю, что необходима экспертная площадка для их обсуждения и решения. В ближайшее время ФАС планирует сформировать экспертный совет по нефтеперерабатывающей отрасли с участием всех заинтересованных сторон. В задачи экспертного совета войдет выработка позиции по проблематике рынка нефтепродуктов, формирование единых правил игры как для крупного, так и для малого и среднего бизнеса. При этом мы надеемся, что решения, принимаемые ФАС, станут более понятными и прозрачными как для участников этого рынка, так и для населения.