Без выхлопа

Индиец Читан Мейни семь лет проработал в команде изобретателя подушки безопасности Лона Белла, а сейчас строит в Бангалоре крупнейший в мире завод по производству электромобилей

В 1990 г. под жарким австралийским солнцем студент факультета машиностроения Стэнфордского университета принял решение, которое определило дальнейший ход его жизни: придя третьим в международной гонке на автомобилях, работающих от солнечной энергии, Читан Мейни ясно увидел потенциал электромобилей. «Меня воодушевило, что мы смогли пересечь континент, пользуясь бесплатной энергией, – говорит он. – Когда я вернулся в Бангалор и увидел весь этот дым и пробки, стал понимать, что внедрение такой технологии в местах вроде Индии – это то, что надо».

Сегодня 39-летний предприниматель готовится к еще большему приключению: Reva Electric Car, компания, которую он создал за прошедшие годы, строит в Бангалоре крупнейший завод по производству легковых автомобилей, работающих от электрических батарей. Укороченный двухдверный хэтчбек компании Reva, в котором помещаются два человека впереди и два сзади, продается за 300 000 рупий ($6132, 4383 евро, 3775 фунтов стерлингов) в Индии и за 7000 фунтов стерлингов в Британии. Он способен работать на 8000 оборотов в минуту: это означает быстрый набор скорости – такой же, как у обычных автомобилей. Техобслуживание стоит недорого, так как в машине всего 1000 деталей, в пять раз меньше, чем в обычной. В течение 2,5 часа восемь шестивольтовых свинцово-кислотных батарей Reva заряжаются от обычной розетки на 80%, полная зарядка составляет 9–10 часов. Этого хватит, чтобы машина проехала 80 км.

Окончив университет, Мейни стал сотрудничать с изобретателем Лоном Беллом. За семь лет компания зарегистрировала 10 патентов. В 2001 г. она выпустила первые работающие от батарей автомобили в Индии и Великобритании, где они называются G-wiz. В 2006 г. их партнером стал фонд венчурного капитала Draper Harper Jurvetson. Группа также привлекла финансирование из фонда Global Environment Fund. На сегодняшний день общая сумма инвестиций составляет $50–$60 млн.

Пока компания продала всего около 3000 машин, но Мейни надеется продать еще около 2000 в этом году – половину в Индии, а половину по меньшей мере на 20 зарубежных рынках, включающих Норвегию, Испанию и Филиппины. Это в три-четыре раза превысит объем предыдущего года.

Аналитики скептически оценивают шансы Reva стать продуктом массового спроса без помощи крупных корпоративных конкурентов и особенно настороженно относятся к заявлению, что к 2015 г. на электромобили может прийтись 10% объема продаж индийских легковых автомобилей. Ведь Reva испытывает жесткую конкуренцию со стороны работающих на бензине маленьких авто, например недавно выпущенной Tata Nano, самой дешевой в мире машины. «И все же мир больше не может позволить себе ездить на обычных автомобилях», – убежден Мейни.