Кризисный вираж

В десятке самых популярных в Петербурге иномарок появились Kia и Renault. Они сменили Mitsubishi и Honda

Продажи иномарок в Петербурге в первом полугодии 2009 г. снизились на 41% по сравнению с тем же периодом прошлого года, подсчитало агентство «Автостат». В целом по России за этот период, по данным AEБ, продано на 49% автомобилей меньше, чем годом раньше. По словам замгендиректора «Автостата» Сергея Удалова, в наихудшем положении рынки городов, привязанных к металлургическим, машиностроительным предприятиям, которые больше всего пострадали из-за кризиса. За последние два года петербуржцы накопили достаточно средств, после зимнего затишья покупатели весной вновь стали возвращаться в автоцентры, утверждает председатель совета директоров дилерской группы «Олимп» Евгений Войтенков.

Из первой десятки самых популярных в Петербурге марок исчезла Mitsubishi, три года входившая в пятерку самых продаваемых машин, и Honda. Освободившиеся места заняли Kia и Renault.

Kia и раньше была одной из самых продаваемых машин в России, но только в этом году компания открыла в Москве официальное представительство, до этого машины импортировали два ее местных партнера, объясняет представитель Kia Motors Rus. Представительство перезаключило договоры с дилерами, в их число не попал «Фаст мотор». Количество автоцентров сохранилось за счет открытия в апреле одного нового. После перехода на новую систему дилерства, благодаря введению единых корпоративных стандартов, продажи Kia вышли на новый уровень, говорит директор одного из петербургских дилеров марки. Он оценивает снижение не более чем в 20%.

Резкий рывок совершила Renault. Производитель не стал серьезно повышать цены на машины, как японские конкуренты, говорит региональный директор розничного подразделения «Рольфа» Дмитрий Паршиков. По его словам, в структуре продаж примерно с 65% до 80% увеличилась доля производимой на московском «Автофрамосе» Logan. Связаться с представителями Renaut вчера не удалось.

Honda, как и Mitsubishi, в конце прошлого года подняла цену на 35–45%, рассказывает совладелец «Хонда центр Пискаревский» Андрей Смецкий. Это сделало обе марки неконкурентоспособными по сравнению с американскими и европейскими машинами, цены на которые выросли примерно на 20–30%, рассуждает он. А политика Honda не позволила дилерам делать существенные скидки, что привело к падению продаж на 50%, оценивает он. Продажи Mitsubishi были единичными до марта, когда компания ввела скидки в 15–20% на машины выпуска 2008 г., говорит Светлана Тараканова, руководитель отдела маркетинга УК «Мега-авто» (дилеры Mitsubishi, Mazda, Hyundai). Продажи Hyundai, по ее словам, пострадали из-за перебоев с поставками машин с Таганрогского автозавода. Из-за финансовых проблем ТагАЗ весной несколько раз останавливал производство. Машины приходили нерегулярно, увеличился процент брака, констатирует гендиректор другого дилера Hyundai. Представители «Рольф-импорта» (импортер Mitsubishi) и Honda отказались от комментариев. В представительстве Hyundai не ответили на запрос «Ведомостей».

Продажи Opel тоже падали быстрее рынка. В марте закрылось отверточное производство самой продаваемой модели – Astra, объясняет гендиректор «Лауры» Михаил Логутенко. Больших скидок на Opel 2008 года выпуска не было, что серьезно подорвало продажи, констатирует гендиректор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский. Связаться с представителем GM не удалось.

Петербургский рынок по итогам года покажет примерно такое же снижение, как и в первом полугодии, оценивает Удалов из «Автостата». В 2009 г. продажи снизятся на 50–60%, доходы населения падают, а сбережения заканчиваются, полагает Войтенков.