Обещанного год ждут

Автолюбители еще не скоро смогут воспользоваться госпрограммой по утилизации машин. Она заработает не раньше середины 2010 г., предупреждает Минпромторг

Причина в том, что пока никак не решен вопрос финансирования, объяснил директор департамента Минпромторга (разрабатывает программу) Алексей Рахманов. Министерство рассчитывает, что в следующем году в тестовом режиме будет утилизировано 200 000 старых автомобилей. При этом каждому владельцу старого авто будет выдан ваучер на 50 000 руб., который можно будет потратить на покупку новой машины российского производства, объяснил Рахманов. Значит, на эти цели государство должно выделить до 10 млрд руб. Минпромторг подал заявку на выделение необходимых средств в Минфин, но будет ли она удовлетворена и в каком объеме, сейчас сказать невозможно, заявил Рахманов.

Представитель Минфина рассказал «Ведомостям», что вопрос о финансировании программы утилизации только начал обсуждаться в министерстве, а говорить о том, какие средства будут заложены по этой статье, можно будет лишь через несколько недель, когда будет готов проект федерального бюджета на 2010 г. Но даже если необходимые деньги будут заложены в бюджет 2010 г., программа не запустится с начала года, объясняет Рахманов: обычно такие процессы затягиваются. В пример он приводит антикризисную программу в автопроме, которая была утверждена правительством еще в декабре прошлого года, однако реально начала работать лишь летом этого года.

Если программа утилизации заработает лишь в середине следующего года, сложно считать ее антикризисной мерой, отмечает аналитик «Атона» Михаил Пак, рынок к тому времени должен начать рост. Но в любом случае Россия не Германия, и организовать здесь процесс будет сложно. В России пока нет подходящих мощностей для разборки машин, замечает директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. Хотя создать их за год возможно: разборочное предприятие мощностью в десятки тысяч машин будет стоить примерно $10 млн, отмечает Богданов. Но проблема еще и в том, что старые машины советской и российской сборки вообще не приспособлены для утилизации, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Компоненты этих машин трудно разделить, а определенные элементы небезопасно утилизировать с экологической точки зрения, резюмирует эксперт.