Казенный раздел

Антимонопольные органы вправе принудительно разделять госпредприятия, решил Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)

Прецедентное постановление ФАС МО вынес по спору Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с Минпромторгом из-за реорганизации казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод».

С апреля 2006 г. компаниям запрещено заниматься одновременно передачей электроэнергии и ее производством или сбытом. Но Тамбовский пороховой завод реорганизацию не провел. Получив предписание ФАС о принудительной реорганизации еще в сентябре 2007 г., Роспром (затем Минпромторг) оспорил его в суде.

В декабре 2008 г. и марте 2009 г. ФАС проиграла процесс в первой и апелляционной инстанциях: суды пришли к выводу, что только правительство или Минпромторговли вправе принимать решение о реорганизации казенных предприятий. Но ФАС МО 28 июля оба постановления судебных инстанций отменил. Кассация подтвердила право антимонопольной службы выносить предписания о принудительной реорганизации подобных компаний. По словам представителя Минпромторговли, ведомство не намерено обжаловать решение кассационной инстанции.

Ежегодно ФАС рассматривает несколько сотен аналогичных дел, много нарушений со стороны разных заводов или, например, гостиниц, рассказывает начальник аналитического управления службы Алексей Сушкевич. Решение актуально для ФАС, наибольшие проблемы с разделением функций как раз у различных государственных и муниципальных предприятий, считает бывший менеджер РАО ЕЭС: как правило, они поставляют энергию в соседние поселки. Почти все энергокомпании такое разделение уже провели, рассказывает он, оставшиеся находятся в процессе реорганизации.

Решили проблему и некоторые частные предприятия с собственным производством энергии. Более 90% необходимой электроэнергии ММК производит сам, но разногласий с ФАС нет, потому что всю энергию потребляет сам комбинат, говорит представитель компании. По словам представителя НЛМК, комбинат совмещает функции «преимущественно для удовлетворения собственных нужд», что также позволило урегулировать вопрос с антимонопольными органами.