«Его считали воплощением дьявола»

Казалось, Жаку Нассеру никогда не достичь прежних высот с тех пор, как в 2001 г. семья Форд попросила его освободить пост президента Ford Motor. А он полтора года боролся за пост председателя совета директоров крупнейшей горнодобывающей компании мира – и выиграл

К концу 1999 г. Ford стал самой прибыльной автокомпанией мира, не в последнюю очередь благодаря усилиям Нассера по сокращению издержек на $5 млрд. Президент центра исследований автопрома Университета Кардиффа хвалит Нассера за идею международной экспансии. Крупнейшие сделки, которые он проводит в Ford, – покупка Volvo за $6,5 млрд и приобретение Land Rover у BMW за $2,7 млрд в 2000 г. В это же время Ford строит завод в России.

BHP Billiton

горнодобывающая компания. Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 30 июня 2009 г.): Выручка – $50,2 млрд, EBITDA – $22,28 млрд, Чистая прибыль – $10,7 млрд. Капитализация – $157,1 млрд. Акционеры: 100% акций в свободном обращении (данные Reuters). Образована в 2001 г., когда австралийская BHP Limited поглотила британскую Billiton Plc. Один из крупнейших в мире производителей железной руды и угля.

Газета Detroit News пренебрежительно упомянула о переходе Жака Нассера в BHP Billiton в рубрике коротких новостей даже ниже сообщения о том, что обновленный Ford Taurus получил пять звезд за безопасность. На самом деле бывший президент детройтского Ford Motor Нассер займет самый влиятельный пост в горнодобывающей отрасли мира. Капитализация англо-австралийской BHP Billiton – более $150 млрд. С начала 2010 г., когда нынешний председатель Дон Аргус уйдет на пенсию, Нассер из штаб-квартиры в Мельбурне сможет руководить деятельностью компании в 36 странах. Карьера Нассера сделает круг: он вернется в город, где вырос, и будет работать в компании, предложение которой он в 1968 г. отверг ради Ford. «США для меня – место жительства, но сердцем я всегда в Австралии», – признавался он три года назад, читая лекцию для студентов INSEAD.

«Беспокойный и самоуверенный»

Нассер родился 27 декабря 1947 г. в ливанском городке Амьюн, но когда ему было четыре года, семья перебралась в Мельбурн. В Ливане его отец Абдо Нассер был водителем автобуса, в Австралии поначалу работал на конвейере General Motors, но в итоге создал свое дело в сфере недвижимости и ресторанного бизнеса. Нассер-старший считал, что работать на кого-то – значит расписаться в собственной неудачливости. К его удовольствию, сыновья проявили деловую хватку. Жак попробовал себя в бизнесе по производству велосипедов, а потом открыл с братом Джеми дискотеку. В итоге Джеми стал владельцем легендарного ночного клуба Мельбурна Silvers, бар в котором назван в честь брата. Это придает работе Жака в Мельбурне некоторую пикантность.

Жаку легко давались в школе математика и естественные науки. Но научной карьере он предпочитает бизнес-образование в Мельбурнском королевском технологическом институте. Учебу оплачивает сам, ремонтируя и продавая машины. О себе в те годы он говорит как о «беспокойном, самоуверенном и несколько заносчивом, но прежде всего страстно желающем вырваться в большой мир и показать ему все, на что способен».

В 1968 г. Жак начинает свою 33-летнюю карьеру в Ford аналитиком Ford Australia. Его замечает начальство. Управляющий директор Jaguar Land Rover Australia Дэвид Блэкхолл вспоминает: «Мы верстали годовой бюджет, было уже поздно, люди ворчали, что пора расходиться по домам. Но Жак не уходил до тех пор, пока вся работа не была сделана. С самого начала он отличался целеустремленностью и решительностью».

«Человек слова»

Большая часть карьеры Нассера, свободно говорящего на английском, испанском, португальском и арабском, проходит вдали от США. В 1987 г. Нассер становится вице-президентом по финансовым и промышленным вопросам Autolatina, СП Ford и Volkswagen в Бразилии и Аргентине. В 1989 г. возглавляет Ford Australia. За три года на этом посту он успевает на треть сократить штат компании, зато ее рыночные показатели становятся для конкурентов образцом для подражания. Затем он руководит Ford в Европе, где снова прибегает к увольнениям. Так за ним закрепляется кличка Жак-Нож. 1 января 1999 г. его карьера в автогиганте достигает апогея – он становится президентом Ford Motor. Его стиль – резкое уменьшение издержек за счет оптимизации персонала и давления на поставщиков и дилеров. Аналитик UBS Глин Лоукок предрекает, что к худшему следует готовиться и сотрудникам BHP Billiton.

У Нассера талант наживать врагов. Он заработал репутацию амбициозного, беспокойного человека, стремящегося к инновациям. Нассер обещал перетряхнуть топ-менеджмент Ford, приведя туда новую команду со стороны. Это явно противоречило не любящей резких движений патерналистской культуре Ford. «Он был чужаком в компании. Не только из-за своей национальности. Он пытался навязать старомодной организации свой стиль работы», – объясняет высокопоставленный британский менеджер, не первый год знающий Нассера. «В Америке игнорировали его четвертьвековой стаж в Ford и считали Нассера экспатом из Австралии, – говорит Блэкхолл. – Его считали сущим воплощением дьявола».

Были у Нассера и поклонники. Рон Геттельфингер, президент крупнейшего американского автомобильного профсоюза United Auto Workers, месяц назад признался: «Я могу только восхищаться тем, что Жак пытался сделать с Ford. Он был человеком слова».

«Репутация дороже денег»

Программа Нассера «Ford 2000» должна была создать «единое глобальное предприятие» из расползающегося на части международного автогиганта. Она смягчила удар, когда рухнул спрос на автомобили в США. В итоге Ford стал единственным крупнейшим американским автопроизводителем, не воспользовавшимся защитой 11-й статьи закона США о банкротстве. При Нассере капитализация Ford утроилась, достигнув $70 млрд.

Но уходил он из компании отнюдь не победителем. Критики Нассера обвиняют его в том, что, увлекшись переменами, он забыл об основах бизнеса. В 2001 г. автоконцерн получил общий убыток более $1 млрд за два квартала. Отношения Нассера с семьей Форд накалились до предела.

В 1980–1990-х гг. Форды не были у руля компании. Но когда Нассер стал президентом, в совет директоров Ford вошел Билл Форд-младший. Их отношения не сложились: оба не могли поделить властные полномочия. Налаживанию контакта не способствовали и скандалы. Например, иски уволенных сотрудников о дискриминации по возрасту.

А больше всего Нассеру навредила история с дефектными шинами Firestone, устанавливавшимися на внедорожниках Ford Explorer. Предполагается, что они стали причиной аварий, унесших не одну сотню человеческих жизней. Нассер, трепетно относившийся к снижению издержек, тем не менее решил, что репутация компании дороже денег. Не ограничившись отзывом дефектных шин, он разорвал длившееся уже век сотрудничество Ford с Firestone – по его словам, таким образом его команде удалось вывести автопроизводителя из «крупнейшего кризиса в истории компании».

Detroit News ядовито заметила на своем сайте, что «Нассер для Ford стал тем же, чем бен Ладен для Всемирного торгового центра». В 2001 г. компания отказалась от нескольких предложенных Нассером проектов, включая создание внутри компании дилерской сети. А в октябре 2001 г. Нассер, получив $35 млн компенсации, был уволен из Ford. Позднее, вспоминая свой опыт работы в Ford, он заметил: «Если вы не делаете ошибок, значит, на самом деле вы делаете что-то не то. Я вот наделал столько ошибок, что даже не буду начинать вам о них рассказывать. Но я думаю, что в моей работе также было и много хорошего».

Новые времена

В 2000 г. Нассер переживает развод. Брак длился 30 лет, у супругов было четверо детей. Нассер остается жить в Мичигане. В 2002 г. он становится партнером One Equity Partners (входит в JPMorgan Chase & Co). В частности, он занимался переговорами о покупке компании Polaroid за $238 млн. В 2005 г. этот актив был продан за $426 млн Petters Group Worldwide. Пытаясь взять реванш, вел переговоры (правда, неудачные) о покупке ряда бизнесов Ford, в том числе Aston Martin, Jaguar и Land Rover.

Сейчас Нассер также работает директором British Sky Broadcasting Plc, является членом консультативного комитета Allianz AG, а с 2006 г. – независимым директором ВНР и главой комитета по аудиту и управлению рисками. Учитывая его загруженность, совет директоров ВНР специально потребовал от Нассера работать на компанию как минимум два с половиной дня в неделю. Размер вознаграждения Нассера будет раскрыт в 2010 г. Сейчас, по данным издания The Australian, он получает в BHP $226 000, а Дон Аргус в 2008 г. заработал $920 000.

Больше всего вопросов вызывает то, сможет ли Нассер сработаться с молодым и резким гендиректором BHP Мариусом Клопперсом, уже третий год насаждающим свои порядки. Достаточно сказать, что, придя в компанию, тот запретил сотрудникам держать на столе личные безделушки, чтобы не загромождать рабочее пространство.

Что у Нассера в гараже

Бывший президент Ford Motor увлекается автомобилями. В его коллекции есть Aston Martin DBS 1970 года выпуска и Mustang 1966 года выпуска.