Сборщики просроченных кредитов

Банки создают подразделения по работе с проблемными заемщиками. В их составе много сотрудников, ранее выдававших кредиты

В банке «Санкт-Петербург» в апреле создана дирекция клиентского мониторинга, которая занимается сокращением проблемной задолженности, рассказал представитель пресс-службы банка. В начале года в юридическом департаменте банка «Россия» появился сектор претензионно-исковой работы, который занимается работой с «плохими» заемщиками, рассказал источник, знакомый с ситуацией в банке. Осенью было сокращено 20% персонала, а служба финансового мониторинга увеличилась на 15%, рассказывает управляющий филиалом одного из московских банков. В службу перешли специалисты кредитного отдела, их основная задача – сокращение просрочки, говорит банкир. Просрочка по кредитам физическим лицам в его филиале – 10–12%, юридическим – 6–8% от кредитного портфеля. А руководитель филиала одного из иностранных банков рассказал, что для взыскания задолженности привлекает юристов из подразделения, созданного в этом году при юридическом департаменте головного офиса. За год нагрузка на сотрудников дирекции по взысканию проблемных активов Северо-Западной региональной дирекции «Уралсиба» существенно выросла, рассказывает сотрудник банка.

В процесс банкротства нескольких крупных компаний вовлечены десятки банков, выдавших несостоятельным заемщикам в общей сложности более 30 млрд руб., оценивает руководитель петербургского филиала одного из иностранных банков. Число исков к проблемным заемщикам за последний год выросло в 3–5 раз по сравнению с 2007 г. и началом 2008 г., оценивает сотрудник «Уралсиба».

В отделах по взысканию задолженности работают от одного до 10 человек, рассказали сотрудники пяти банков и филиалов. Среди них финансисты, юристы, а также бывшие сотрудники правоохранительных органов, в первую очередь те, кто имел дело с экономическими преступлениями. Благодаря связям с бывшими коллегами они могут получать дополнительную информацию о заемщиках, рассказывает менеджер одного из петербургских банков. Отдел «плохих» долгов, по его словам, занимается не только судебными процессами, но и переговорами с заемщиками, которые не платят по кредитам.

Большинство банков формировали такие подразделения из собственных сотрудников. Заниматься возвратом кредитов могут те же самые люди, которые раньше их выдавали: они хорошо знают заемщиков и ориентируются в их финансовом положении, считает региональный директор по Северо-Западу Kelly Services Анна Устиянц.

Средняя зарплата сотрудника такого отдела может быть от 45 000 до 100 000 руб. в месяц, оценивает директор департамента подбора персонала Avanta Personnel Оксана Почтивая. Услуги внешних юристов по взысканию долга гораздо дороже. По оценке партнера Baker & McKenzie Максима Калинина, они обойдутся от $100 до $400 в час или в часть возвращенной суммы.