Битва с тенью

Московская гастроль Мариинского театра явила союз сокрушительных сил: Валерий Гергиев, его певцы, оркестр и музыка Рихарда Штрауса

Выступления мариинской труппы прошли под грифом плавно начинающегося фестиваля «Золотая маска», и, по идее, Гергиев должен был бы привезти в Москву работы прошлого сезона, выдвинутые на премии. Однако он привез лишь одну из них, «Свадьбу Фигаро» Моцарта, да и то в концертном исполнении. Вместо остальных он предпочел привезти свежую работу, которая согласно регламенту будет рассматриваться «Маской» лишь через год, – оперу Рихарда Штрауса «Женщина без тени».

Опера Штрауса (1919) написана примерно в то же время, что и другая австро-немецкая опера – «Воццек» Берга (1925), удачная новинка Большого театра. Ответить козырем на козырь – это в стиле Гергиева, и надо признать, что счет стал 1:1.

Гергиев и его оркестр чувствуют себя в избыточной, безмерной музыке Штрауса как в родной стихии: никто в России больше не способен выдержать четыре часа музыки с таким накалом и таким ощущением целого. Перед певцами хочется снять шляпу: Млада Худолей (Императрица), Ольга Сергеева (Жена Барака), Ольга Савова (Кормилица) и Владимир Ванеев (Барак) просто сияли в своих напряженных партиях с нескончаемыми фортиссимо.

Запутанный сюжет Гуго фон Гофмансталя ясности не приобрел, и тем не менее поэтичное содержание сказки сполна раскрылось благодаря игре артистов и точной, незаметной режиссуре Джонатана Кента.

Когда Гергиев и Мариинский театр предъявляют отменно сделанную работу, лучшего не пожелаешь. Жаль только, знаем мы по опыту Пасхального фестиваля и многих других гастролей, что так бывает очень редко.