Доходные технологии: Координаты на продажу


Интернет-гигант Yahoo! ведет переговоры о покупке сервиса Foursquare (http://4sq.com) за $100 млн. Сумма позволяет предположить, что в сети появилась the next big thing.

В последнее время я все чаще нахожу в своих социальных лентах (facebook, twitter) сообщения о том, что кто-то из моих онлайновых друзей в данный момент пребывает в том или ином месте, а точнее – в конкретном заведении. Сообщение сопровождается ссылкой на сервис Foursquare. Поначалу я был удивлен, что люди столь активно делятся приватными данными. Более тщательное изучение нового феномена показало, что этот сервис отлично вписывается в парадигму «Веб 2.0».

Пару лет назад, когда о «Веб 2.0» говорили очень много, популярно было сравнивать эту парадигму с «бизнесом» Тома Сойера. Герой Марка Твена не только чужими руками выкрасил забор, но и собрал деньги с желающих поучаствовать. Foursquare и очень похожий на него Gowalla (http://gowalla.com/) работают по тому же принципу: пользователи раскрывают свое местоположение в обмен на «очки», начисляемые за частые посещения одних и тех же мест. Регулярно «авторизуясь» при помощи приложения на мобильном телефоне в том или ином заведении, пользователь подтверждает свою к нему лояльность, так что информация о таком посетителе будет интересна владельцам заведений. Таким клиентам можно и скидки предложить, и просто бесплатный кофе налить. Напрашивается сравнение с изучением интересов пользователей при размещении интернет-рекламы. Но новая идея однозначно превосходит старую: поисковые системы упорно предлагают мне рекламу пылесоса уже после того, как я его нашел и купил, тогда как геоавторизация в ресторанах японской еды показывает постоянный, а не разовый интерес к таким местам.

Если ранние сервисы «Веб 2.0» собирали данные пользователей без качественной проверки, то геосервисы привязываются к достаточно надежному источнику в виде навигационной системы GPS.

Забудьте о своем GPS-навигаторе, монотонно читающем заученный монолог маршрута. Географические координаты все чаще становятся предметом обсуждения, люди рекомендуют друг другу разные места, что открывает огромное пространство для межпользовательских коммуникаций. Игровая индустрия уже смотрит в эту сторону.