Худшее уже позади

Почти у двух третей школ бизнеса доход от корпоративных программ в 2009 г. снизился по сравнению с предыдущим годом в среднем на 15%

Как рэнкинговали корпоративные программы. Корпоративные программы различной дли­тельности и направленности созданы по заказу компаний для их менед­жеров.

Все школы оценивались по 16 критериям, каждый из которых имеет свой вес. 11 критериев оценивали слушатели – например, соответствие собственным ожиданиям (8,2%), возможность изменения и подстройки программы под слушателей (8,1%), применимость новых знаний и навыков к работе (8%), а также вероятность того, что слушатели снова обратятся к услугам этой школы (8%). Оценки школ по следующим пяти критериям проставлялись на основе оценок друг друга и самих себя. Оценивались, в частности, количество иностранных клиентов (5%), программ со студентами из нескольких стран (3%), школ-партнеров (3%) и проч. Итоговый балл получался путем взвешивания всех оценок и их суммирования.

Опрос корпоративных клиентов, проведенный FT, указывает на сужение рынка обучения руководителей в 2009 г. Число организаций, использующих бизнес-школы в рамках специальных программ, снизилось в среднем чуть больше чем на три клиента на школу: с 61 в 2008 г. до 58 в 2009 г. Это ниже, чем в 2007 г. (60 клиентов).

Само по себе снижение незначительно, всего 5%, но эффект от него растет, если принять во внимание число программ, которые преподаются в школах. Данные за 2009 г. показывают, что это число по сравнению с 2008 г. в среднем снизилось примерно на 12% до 87.

Особенно сложно было школам привлекать в 2009 г. новых клиентов. В среднем каждая из них за этот период разработала около 21 программы для новых клиентов, в среднем почти на шесть меньше, чем год назад. В результате школы стали более зависимыми от существующих клиентов. На них в 2009 г. пришлось 76% бизнеса, на 3 процентных пункта больше, чем в 2007 и 2008 гг.

Это отразилось на доходах школ: почти у двух третей школ, сообщающих свои данные FT, доход от этих индивидуализированных программ в 2009 г. снизился по сравнению с предыдущим годом в среднем на 15%.

Но планы компаний по финансированию обучения внушают некоторый оптимизм. Более 42% клиентов школ, опрошенных FT, в ближайшие три года собираются тратить больше на обучение менеджеров. Один из факторов, способствующих такой тенденции, – необходимость найти верный путь для выхода из рецессии.

Эффективность, т. е. способность получить больше, вложив меньше средств, остается одним из приоритетов. «Даже не снижая затраты, необходимо изменить подход к обучению, – говорит один из респондентов FT. – Если мы будем тратить столько же, но включать в программы больше людей, это позволит нам более рационально подойти к расчету стоимости обучения для каждого участника».

Несмотря на то что прошедший год выдался нелегким, в первую тройку рэнкинга индивидуализированных программ обучения FT 2010 г. вошли те же школы, что и в прошлом году, – Duke Corporate Education при университете Duke, парижская HEC и Гарвардская бизнес-школа оставили за собой 1, 2 и 3-е места соответственно. Duke лидирует в таких позициях, как глобальное обучение и организация развития, уже восьмой год подряд. Выпускники школы высоко оценили уровень взаимодействия между учащимися и школой на этапе, предшествующем обучению. На 1-м месте Duke и по профессионализму преподавательского состава, разработке программ и методам обучения. «Мы выбрали [Duke] исключительно за ее способность сочетать уникальные методы преподавания и ориентацию на запросы клиента», – объясняет свой выбор один из клиентов, опрошенных FT.