Ненужные программы

В среднем в 2009 г. число участников открытых краткосрочных тренингов упало на 17% до 1950 студентов на одну школу бизнеса. Но исход студентов начался до кризиса

Как рэнкинговали открытые программы. Краткосрочные программы – курсы для менеджеров с разным функционалом

Все школы оценивались по 16 критериям, каждый из которых имеет свое весовое значение. 10 критериев оценивали слушатели программ – например, качество обучения (8,9%), применимость новых знаний и навыков к работе (8,8%), соответствие собственным ожиданиям (8,7%), уровень профессионализма и знаний других участников программы (8%), а также процент женщин среди слушателей (2%) и проч. Оценки по следующим шести критериям проставлялись исходя из того, как оценивают школы сами себя и друг друга. Оценивались рост дохода после обучения (5%), наличие школ-партнеров (3%) и программ за пределами страны школы (3%) и проч. Итоговый балл получается после суммирования взвешенных оценок.

Дарденская школа бизнеса (США) вернула себе 1-е место в рэнкинге открытых краткосрочных программ FT 2010 г., доставшееся ей в последний раз в 2005 г.

Дэн Маккаскер, топ-менеджер, принимавший участие в программе для руководителей в Дардене в июне 2009 г., считает это одним из самых успешных эпизодов в своей карьере. «Я прослужил 26 лет офицером ВВС США и пять лет в компании, и эта школа намного превосходит любую другую из тех, которые я посещал», – говорит он.

Последние пять лет программы школы были на 2–3-м местах. На 1-е место Дардену позволили подняться мнения участников опроса, давших программе высшую оценку по восьми из 10 критериев, в том числе по трем из основных: план программы, то, насколько вновь приобретенные навыки важны и легко применимы на практике, достижение главных целей обучения.

По сравнению с остальными 60 ведущими участниками рэнкинга хорошо выступила Школа глобального менеджмента Thunderbird (штат Аризона, США). За прошедший год она поднялась на шесть позиций до 5-го места.

Бразильская Fundação Dom Cabral передвинулась с 13-го на 9-е место, это демонстрирует, что бизнес-обучение в Южной Америке набирает ход. Больше всего очков Fundação досталось за качество проектирования программ и общий уровень инфраструктуры.

Но несмотря на то что многие школы в новом рэнкинге могут порадоваться результатам, последние 12 месяцев выдались для них нелегкими. Значительно снизилось число участников программ свободного приема. В 2008 г. в этих программах в 60 школах из списка FT приняли участие почти 140 000 студентов, в среднем 2325 на школу. В 2009 г., когда собирались данные для рэнкинга 2010 г., их число упало на 17% до 1950 студентов на школу (или минус 375 студентов на одну школу в среднем).

Это привело к снижению доходов, о чем сообщили 36 школ из 60. Две трети из тех, чьи доходы уменьшились, отметили падение по крайней мере на 15%. Это демонстрирует резкую смену тенденции: в 2007–2008 гг. 85% школ сообщили о росте доходов.

Масштабы спада разнятся по регионам, но общая тенденция убывающая. Сильнее всего она затронула североамериканские школы – среднее число участников программ сократилось на 21%, почти до 2200 студентов на школу. В южноамериканских школах (в рэнкинге их восемь) падение составило 5,7%, и в этом регионе показатель самый высокий – 2579 студентов на школу.

Тем не менее некоторые эксперты считают, что общее снижение – более глубокое структурное явление, не связанное с мировым экономическим кризисом.

По мнению Джонатана Слэка, главы британской Ассоциации бизнес-школ, кризис, конечно, ускорил исход студентов открытых программ, но был только одним из факторов. «Мы считаем, что в долгосрочной перспективе люди будут отходить от этих программ, – говорит Слэк. Все больше людей хотят обучаться по программе, которая гарантировала бы признанную квалификацию: MBA, EMBA или MA, в то время как корпоративные клиенты выбирают для своих сотрудников индивидуальные программы».

Анализ ответов респондентов FT частично подтверждает эту теорию – снижение спроса на открытые программы наступило до кризиса. В 2008 г., первая половина которого была «мирной», школы уже потеряли 1,8% студентов (или 40 человек в среднем) по сравнению с 2007 г.