Апрельский рывок

Продажи автомобилей в Петербурге уже три месяца показывают устойчивый рост. Количество проданных в апреле машин почти достигло прошлогодних показателей

За четыре месяца этого года в Петербурге продано 28 490 иномарок, на 30% меньше, чем за тот же прошлогодний период, свидетельствуют данные «Автостата». Но в отличие от 2009 г., когда продажи месяц к месяцу начали падать с марта, в этом году они постепенно растут (см. график). В прошлом году самым провальным был август, когда петербуржцы, по данным «Автостата», приобрели 7012 иномарок. В январе 2010 г. было продано на 52% меньше, чем за первый месяц 2009 г., а в апреле снижение продаж к апрелю прошлого года – всего 2%.

В прошлом году пик продаж пришелся на февраль – март. Производители активно снижали цены на оставшиеся у дилеров автомобили 2008 года выпуска, в этом году продажи вернулись к нормальной сезонности, когда к весне спрос увеличивается, говорит руководитель одного из дилерских холдингов. Нынешний январь был «мертвым» – покупатели ожидали начала двух госпрограмм: по субсидированию кредитной ставки (с 1 февраля) и утилизации старых машин (с 8 марта), рассуждает директор по продажам «Аларм-моторс» (дилер Ford) Михаил Шевельков. А сейчас в его компании около 70% машин продается в кредит, 25% – по утилизационным сертификатам.

Некоторые марки обогнали рынок. Лидером здесь стал Volkswagen: за четыре месяца 2010 г. продал 1610 машин, на 26% больше, чем годом ранее, подсчитал «Автостат». Это самый удачный результат за всю историю продаж марки в России, радуется Михаил Подушко, директор по маркетингу Wagner, дилера Volkswagen. Он объясняет успех наличием производства в Калуге, где собирается пять легковых моделей Volkswagen. Полный цикл производства заработал в ноябре 2009 г., что позволило снизить цены на популярный Tiguan (25% в объеме продаж) на 9%, рассказывает Подушко. Он также отмечает, что с 2008 г. цены на Volkswagen в среднем выросли примерно на 5%, что позволило марке переманить, в частности, покупателей японских кроссоверов, некоторые модели которых подорожали на 30%. Марка потеряла покупателей из-за высоких цен, подтверждает менеджер одного из дилеров Nissan.

Renault за четыре месяца продала 2100 машин, на 8% больше, чем годом раньше. Это произошло благодаря популярности модели Logan местного производства, которая стала достойным конкурентом продукции «АвтоВАЗа», считает руководитель одного из дилеров. Он также связывает успех Logan с участием в программе утилизации, на которую приходится около 40% продаж этой модели в его центре.

Подъем продаж временный, летом рынок вновь ждет затишье, по итогам года будет продано примерно столько же автомобилей, как и в 2009 г., считает руководитель дилерского холдинга. В апреле – мае покупатели забирают со складов дилеров только часть машин, остальные контрактуются на июнь – август, поэтому статистика летом, скорее всего, отразит стагнацию, а не провал, полагает Шевельков из «Аларм-моторс».