Много, ярко

«Ретроспектива» Александры Экстер – из самых притягательных выставок сегодняшней московской афиши. И не важно, как она сделана, уж очень хорош художник

Странно говорить, что выставка в Московском музее современного искусства показала, насколько хороша Александра Экстер. Это известно. Без работ гранд-дамы русского авангарда не обходится ни одна важная выставка, посвященная русскому искусству начала прошлого века, творческим объединениям того времени, художникам женского пола или театра.

Чаще всего экспонируются эскизы Экстер к трем спектаклям Камерного театра, поставленным, как теперь кажется, не столько режиссером Александром Таировым, сколько автором сценографии. И каждый раз, в любом соседстве, эскизы Экстер выделяются – мощью цвета, стремительностью рисунка, устойчивостью композиции.

Но одно дело несколько эскизов, другое – целые залы, ими наполненные. Такое редко увидишь, на это стоит посмотреть. Эскизы к «Фамире Кифареду», «Саломее» и «Ромео и Джульетте» , а их шесть десятков, производят фантастическое впечатление силой цвета и разнообразием.

Экстер виртуозно поженила в них новомодный тогда кубизм с античной и возрожденческой культурой – и сделала это с темпераментом, свойственным в русской культуре только выходцам из теплой, многоцветной, не признающей полутонов Украины. Родным и любимым городом Экстер был Киев.

Залы театральной графики лучшие на выставке не потому, что живопись Экстер бледнее или не хороши ее эмигрантского периода рисованные книги. Просто живописи такого цветового накала тесно в небольших залах музея, а утонченная книжная графика – это еще малознакомая Экстер.

К тому же залы графики украшают обширные цитаты из текстов Якова Тугенхольда и Абрама Эфроса, видевших спектакли Таирова. И чтение их – еще одно удовольствие и свидетельство недостижимого сегодня уровня ушедшей русской культуры.

Этой выставке предшествовал скандал. Французский эксперт усомнился в подлинности нескольких экспонируемых работ из частных собраний. Куратор выставки – известный специалист по Экстер Георгий Коваленко с ним не согласился. Но результат этого спора не важен для зрителей, в личной памяти не может храниться много произведений, а спорные вещи – не лучшие.