Нужен стимул

После сворачивания программ утилизации продажи автомобилей во Франции, Италии и Испании резко упали

В августе во Франции было зарегистрировано на 9,8% меньше новых машин, чем годом ранее. Продажи PSA Peugeot-Citroen во Франции снизились на 9,2%, Renault – на 3,8%. «Эффект от стимулирования [государством покупки автомобилей] закончился», – комментирует автоаналитик Cetelem Флавиан Нови. В начале 2009 г. при сдаче автохлама правительство доплачивало за новую машину 1000–2000 евро, теперь бонус – только 500 евро.

В Испании и Италии, где программы стимулирования спроса уже закончены, ситуация более драматичная. Испанская ассоциация автопроизводителей сообщила о снижении числа новых зарегистрированных автомобилей на 24% к августу 2009 г. Продано 44 578 машин, это самый низкий уровень за 20 лет. Продажи автомобилей в Италии снижаются с апреля и в августе достигли низшего уровня за 17 лет – 68 718 шт. (минус 19,3% к августу 2009 г.). «Ожидания на следующий год внушают страх», – добавляет председатель ассоциации автодилеров Италии Филиппо Паван Бернанчи.

Не радуют и данные из США: в прошлом месяце в стране продано 997 968 автомобилей (данные Autodata). Это худший результат за 27 лет, на 21% меньше, чем годом ранее, когда действовала госпрограмма «деньги за драндулет». В августе Toyota, Honda и GM доложили о падении продаж как минимум на 25%. Ford продал на 11% меньше автомобилей, чем годом ранее. Chrysler сообщила о 7%-ном росте – в основном за счет покупок автомобилей для проката. «Мы не паникуем из-за этого тренда», – заявил вице-президент GM по продажам в США Дон Джонсон, хотя эксперты считают, что ситуация может осложнить IPO компании.

В России программа утилизации автохлама действует с марта этого года. За машину старше 10 лет можно получить сертификат на 50 000 руб. для покупки новой. Сначала правительство выделило 10 млрд руб. на 200 000 сертификатов, они разошлись меньше чем за четыре месяца, и власти добавили еще 10 млрд руб. Благодаря программе продажи машин резко выросли: например, в июле – на 48% (к июлю 2009 г.). По прогнозу J.D. Power, в 2010 г. продажи автомобилей в России составят 1,7 млн, в 2011 г. поднимутся до 1,9 млн. Но если программа утилизации закончится, к лету 2011 г. продажи упадут на 30%, считает глава российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов.

В Китае программу субсидирования запустили два месяца назад: покупатель малолитражки (1,6 л и менее) может получить $441. Результат налицо: в августе в стране было продано на 56% больше машин, чем годом ранее, и на 15% больше, чем в июле.