Рекорд РЖД


За кризисный 2009 год РЖД получила максимальную прибыль по МСФО с момента создания компании в 2003 г. – 152,2 млрд руб., вдвое больше, чем годом ранее. Выручка при этом сократилась на 4% до 1,15 трлн руб., в том числе от грузовых перевозок – на 6% до 833,4 млрд руб.

Основной причиной роста прибыли стало существенное сокращение издержек, объяснил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. После переговоров с поставщиками удалось вернуть закупочные цены на уровень 2007 г., отмечает он: затраты на материалы, ремонт и обслуживание подвижного состава сократились на 24,5%, а на топливо и вовсе на 32,5%. Кроме того, в прошлом году около 450 000 человек из более чем 1 млн сотрудников РЖД работали в режиме неполной занятости, что позволило снизить затраты на фонд оплаты труда на 13%, отметил Михайлов. В целом операционные расходы РЖД сократились на 8,2% до 999,8 млрд руб.

Кроме того, компания получила в 2009 г. госсубсидии на 80,1 млрд руб. (в 3,5 раза больше, чем в 2008 г.), что также привело к существенному росту прибыли, отметил Михайлов. Но государство устанавливало заниженные тарифы, компенсируя затем убытки РЖД, напомнил замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев.

Компания показала неплохое умение снижать издержки, существенный вклад в ее прибыль внесли «дочки», в первую очередь Первая грузовая компания, но такого результата без госпомощи она бы не достигла, категоричен аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Теперь государство планирует снизить поблажки для монополии. Государство больше не будет компенсировать РЖД потери из-за недостаточного повышения тарифа, говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2011–2013 гг. Общий объем субсидий в следующем году сократится до 32,1 млрд руб., бюджет также внесет в капитал РЖД 40 млрд руб. на олимпийские стройки.