Пошли на разгон


Россия за год поднялась с 10-го на 6-е место в рейтинге самых привлекательных стран для экспансии ритейлеров в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Как показало исследование CB Richard Ellis (CBRE), опросившей более 200 международных ритейлеров, 28% из них собираются до конца 2011 г. открывать в России свои новые магазины (год назад – 24%). Из стран Восточной Европы Россию опережает только Польша – она на 2-м месте по привлекательности после Германии. Остальные приоритетные страны в Западной Европе – Франция, Испания и Великобритания. Именно на top-5 стран пришлось 90% инвестиций в торговую недвижимость Европы (общий объем – 7,3 млрд евро к концу III квартала 2010 г.).

Повышение интереса к России не связано с прошлогодним снижением ставок аренды: в лучших торгцентрах, наиболее интересных международным ритейлерам, его не было (в среднем по рынку снижение составляло от 5 до 35%) говорит Анна Ширяева, гендиректор компании «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE». Тем более что в этом году ставки в самых привлекательных объектах выросли на 10–15%.

Россия действительно стала интереснее для западных ритейлеров, которые видят хорошие результаты работы представленных конкурентов, считает Юлия Качур, ведущий консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield. Иностранцы активизировали экспансию в регионы, причем не только в города-миллионники, но и в города с численностью населения менее 500 000 человек, отмечает Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International. О намерении продолжать самостоятельную работу в России заявили New Yorker, S’Oliver, Mango и Promod, резко активизировались турецкие компании: площадки ищут ритейлеры Koton, Network и LCWaikiki, а Fiba Group готовится вывести на рынок марку Banana Republic, перечисляет Малиборская.