Лечебные перестановки

«СИА интернешнл», несмотря на падение продаж в 2010 г., удалось остаться крупнейшим в России фармдистрибутором. Она второй год подряд обгоняет ближайшего конкурента – компанию «Протек», свидетельствуют данные «Фармэксперта»

В десятке крупнейших фармдистрибуторов по валовому объему продаж в 2010 г. первое место занимает «СИА интернешнл», за ней следуют «Протек» и «Катрен». Об этом свидетельствуют данные рэнкинга, составленного центром маркетинговых исследований «Фармэксперт» на основании данных об объемах продаж в денежном выражении, предоставленных самими компаниями. Другие аналитические компании – DSM Group и Cegedim Strategic Data рейтинг еще не составили. Но, по оценке директора Cegedim Strategic Data Давида Мелик-Гусейнова, первое место по объему продаж в 2010 г. займет «Протек», второе и третье соответственно – «СИА интернешнл» и «Катрен».

Абсолютных данных о выручке дистрибуторов «Фармэксперт» не раскрывает. Но в феврале о продажах за 2010 г. отчитался «Протек»: по неаудированным данным, выручка его сегмента «дистрибуция» выросла на 9% до 90,6 млрд руб. (без НДС). По расчетам «Фармэксперта», выручка «Протека» на 1,7 п. п. меньше выручки «СИА интернешнл». Таким образом, выручка СИА могла составить 92,14 млрд руб., «Катрена» (72,5% от выручки СИА) – 66,8 млрд руб.

«СИА интернешнл» – единственная из десятки лидеров, чьи продажи в 2010 г. падали: в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снижение составило 6%, свидетельствуют данные «Фармэксперта». В Москве и Московской области продажи выросли и в деньгах, и в упаковках, говорит директор по продажам «СИА интернешнл» Николай Рябинин. Компания ориентируется на доходность и в 2010 г. отказывалась от нерентабельных продаж, на которые соглашался ряд других дистрибуторов, объясняет Рябинин. Как обстоят дела в масштабах страны, ему не известно. Госрегулирование цен (с 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на жизненно важные препараты) привело к очень жесткой конкуренции, писал в отчете за 2010 г. финский дистрибутор Oriola-KD. В 2010 г. из-за изменений госрегулирования отрасли и значительной корректировки сбытовой политики производителей рынок дистрибуции столкнулся с затовариванием и усилением ценовой конкуренции, сообщал «Протек». Рост у «СИА интернешнл» в прошлом году замедлился, говорил ранее представитель компании Иван Преображенский. Было ли снижение, он сказать не смог.

По данным «Фармэксперта», 1-е место по доле прямых поставок лекарств (включая льготное лекарственное обеспечение) занял «Протек» (занимает 19,06% рынка), 2-е – «Роста» (14,04%), 3-е – «Катрен» (13,72%), а СИА переместилась на 4-е место (13,65%, в 2009 г. – 14,9%, 2-е место). В структуре бизнеса компании существенную долю занимает вторичная дистрибуция (когда товар продается другой оптовой компании), объясняет руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов. В числе клиентов компании есть другие дистрибуторы, сказал представитель «СИА интернешнл». По оценке гендиректора DSM Сергея Шуляка, в тройку лидеров по прямым продажам войдут «Протек», «СИА интернешнл» и «Катрен». По оценке Мелик-Гусейнова, доли распределятся так: «Протек», «Катрен», «Роста»; «СИА Интернешнл» будет на 4-м месте.

Максимальный прирост доли рынка прямых продаж у «Пульса» (в 3 раза до 2,14% рынка), Alliance Healthcare Rus (+48% до 10,19%), «Р-фарм» (+21% до 4,68%). Alliance Healthcare Rus в 2010 г. запустила склад в Подмосковье – это позволило компании сконцентрировать на собственном складе необходимый товарный запас, раньше у нее не было такой возможности и это ограничивало рост, передала через представителя директор по развитию компании Вера Перминова. «Р-фарм» активизировала работу напрямую с конечными заказчиками после введения госрегулирования наценок на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (с 1 апреля 2010 г. цены на такие лекарства не могут быть выше зарегистрированной в Минздравсоцразвития цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы. – «Ведомости»), объясняет рост доли рынка прямых поставок гендиректор компании Алексей Репик. При регулировании наценки дистрибуторам выгоднее поставлять товар напрямую в аптеки и лечебные учреждения и брать всю наценку себе, а не делить ее с другими дистрибуторами, говорит Беспалов. В прошлом году с рынка ушел ряд дистрибуторов второго эшелона, отчасти из-за этого увеличилось число клиентов, отмечает гендиректор «Протека» Игорь Филатов (через представителя).

На российском рынке работает около 900–1000 оптовых компаний, говорит Беспалов. По оценкам Шуляка, число реально работающих дистрибуторов на розничном рынке не превышает 450. После введения регулирования наценок их число сокращается, указывает Беспалов. Госрегулирование не оказало серьезного влияния, уверен Шуляк: в прошлом году число дистрибуторов сократилось примерно на 5%, но и в предыдущие пять лет оно сокращалось примерно на 3% в год из-за консолидации рынка и снижения доходности бизнеса.