Мужчинам можно плакать на работе

Женщины чаще мужчин вредят своей карьере публичными слезами, выяснили ученые Калифорнийского университета в Дэвисе. Не важно, по какой причине женщина плачет – от стресса или обиды, но босс всегда делает один вывод: это попытка манипуляции и крайне непрофессиональное поведение

По форме и по сути. 46%

женщин плачут из-за смысла сказанного и только 19% – из-за формы, в которой высказана претензия, выяснила Энн Кример, автор книги «Всегда очень личное: Эмоции на новом рабочем месте». Мужчины, напротив, чаще расстраиваются из-за формы и стиля высказывания (36%) и меньше – из-за сути (29%). «Грубая форма высказывания ущемляет самолюбие мужчины», – считает эксперт. Женщины же болезненно воспринимают смысл слов босса, потому что и так ощущают себя в бизнесе на второстепенных ролях. Кроме того, они часто додумывают сказанное и делают ложные выводы.

В 2008 г. Хиллари Клинтон прослезилась на выступлении в Нью-Гемпшире, и ее тут же обвинили в слабости и попытке по-женски манипулировать аудиторией. «Неужели так она будет разговаривать с лидерами других стран?» – возмущались тогда газеты, пророча победу на выборах Бараку Обаме.

Вместе с тем американцы постоянно прощают публичные слезы спикеру конгресса Джону Бенеру, видя в этом проявление душевности. Опрос британского центра изучения социальных проблем показал, что 90% женщин и 77% мужчин не осуждают мужских слез на публике и даже считают, что это полезно для здоровья. А ученые-психологи из медицинского колледжа при Пенсильванском университете выяснили, что после трагических событий 11 сентября 2001 г. мужские слезы в Америке стали восприниматься как признак человечности, а женские так и остались признаком манипуляции.

В России трудно представить себе плачущими политиков или бизнесменов, говорит Игорь Морозов, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии. В традиционной русской культуре мужчина – воин. Прослезиться, а тем более заплакать означает нарушить нормы мужественности, проявить слабость и трусость, объясняет он. Женщинам русская традиция изначально плакать разрешала и даже в некоторых случаях предписывала, однако современная бизнес-культура нивелировала разницу между полами, продолжает Морозов.

«Бизнес – агрессивная среда. Она была создана мужчинами для мужчин, и здесь не принято проявлять слабость», – разводит руками Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street.

В российских компаниях из-за постоянной текучки кадров не формируются устойчивые коллективы и близкие отношения между людьми. В такой среде слезы рассматриваются как слабость и проявление эмоциональной неустойчивости, поясняет Морозов.

Женские слезы

Не так давно к Марии Макарушкиной, директору по консалтингу «Экопси консалтинга», обратился за помощью руководитель крупной компании. «Сильный по натуре человек, он тем не менее пасовал перед слезами сотрудниц», – рассказывает она. Однажды он лишил премии нерасторопную сотрудницу, и она расплакалась у него в кабинете. Растрогавшись, начальник отменил наказание. Пример оказался заразителен. Другие сотрудницы тоже стали приходить в слезах и выторговывать поблажки. По совету Макарушкиной руководитель объявил женщинам, что их манипуляции бесполезны, и написал на двери кабинета «Плакать воспрещается!».

Женские слезы на работе почти всегда льются с какой-либо целью – вызвать жалость, найти себе оправдание, заставить пойти на уступки или повысить зарплату, считает Скобликова. Как женщина она прекрасно понимает мотивы подчиненных, но у мужчин-начальников женские слезы и вовсе вызывают раздражение. «Эта пустая потеря времени», – говорит Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон».

Один только вид плачущей женщины вызывает у мужчин понижение в крови уровня тестостерона – гормона сексуальной активности и мужской агрессии, выяснили ученые из израильского научно-исследовательского института Вейцманна. Как следствие, мужчина испытывает чувство поражения и беспомощности.

Преодолеть конфуз, вызванный женскими слезами на работе, помогает только юмор, делится опытом Богза. Когда слезы явно используются для манипуляции, он шутливо говорит: «Нет и еще раз нет! Слезы не пройдут! Давайте лучше обсудим ситуацию». По его словам, он не раз наблюдал попытки манипулировать с помощью слез и на переговорах: «Женщина начинает плакать – подпишите мне контракт, а то меня босс уволит. Я всегда отвечаю: хорошо, подпишу, но только на моих условиях. Что ж! Шантаж в ответ на шантаж».

Мужские слезы

В 2011 г. бывший американский топ-менеджер Энн Кример выпустила книгу «Всегда очень личное: Эмоции на новом рабочем месте» (It’s Always Personal: Emotions in the New Workplace), где утверждает: за последний год на работе плакали 41% американских женщин и 9% мужчин. Однако женский плач больше запомнился коллегам, потому что у женщин слезы почти всегда текут ручьями по щекам. Что касается мужчин, то только 27% проливают реки слез, остальные пускают «скупую мужскую слезу», едва заметную коллегам.

«В начале карьеры мне иногда наворачивались слезы на глаза. Бывает, работаешь-работаешь, а тебя не ценят и не замечают. Было обидно», – вспоминает Богза из «Евробетона». «Иногда и хотелось бы заплакать, да слезы не льются. А чтобы выпустить стресс, лучше в гневе разбросать бумаги на столе», – говорит Алексей Волков, гендиректор рекламного агентства «Пять лиц».

«В стрессе мужчины менее склонны проливать слезы. Они реагируют скорее агрессивно – краснеют, покрываются пятнами, кричат и ругаются», – констатирует Екатерина Лопухина, независимый коуч.

В нашем агрессивном мире лучше сохранять умиротворенность и спокойствие духа. Бизнес требует ясного, взвешенного отношения – никаких слез или гнева, считает Бронислав Виногродский, владелец издательства с одноименным названием и главный редактор журнала «Цигун». Китаист по образованию, он регулярно занимается восточной практикой цигун, что помогает избегать бурного проявления эмоций.

Когда это можно

Когда к глазам подступают слезы, нужно глубоко вздохнуть и посчитать про себя, советуют психологи. «У меня есть золотое правило: я выхожу из офиса и жду, пока первая волна эмоций уйдет. Потом глубоко вздыхаю и чувствую, как возвращается ясность мысли», – рассказывает Макарушкина из «Экопси консалтинга».

Когда мы плачем, мы вторгаемся в чужое личное пространство и покушаемся на чужие чувства, а это всегда раздражает неблизких людей, напоминает Морозов из Института этнологии и антропологии. «Когда я захожу и вижу своего сотрудника в слезах, у меня возникает чувство, будто я застала его в пижаме», – подтверждает Скобликова из Green Street. По ее мнению, слезы на людях допустимы только в двух случаях. Первый – это публичное оскорбление. «Однажды один мой сотрудник при всех оскорбил девушку-коллегу, и она заплакала. Его попросили извиниться, но он отказался. Для меня это стало последней каплей – я его уволила», – вспоминает она.

Второй случай, когда слезы допустимы, – это расставание с тем, кто тебе дорог. «Я публично плакала, когда уходила сотрудница, которая проработала со мной восемь лет», – вспоминает Скобликова. Окружающие не только не осудили этот эмоциональный порыв, но даже посочувствовали. Во всех остальных случаях слезы не вызывают одобрения, заключает эксперт.