Чего все-таки не хватает на IT-рынке – молодых компаний или инвесторов

Получить средства на проект, который пока существует лишь в голове у разработчика, – задача трудная. Инвесторы и венчурные фонды, признавая перспективность идеи, входить в такие проекты не торопятся – слишком высоки риски. Но есть компании, готовые рисковать

По словам Цыганкова, система получения грантов фонда максимально проста, прозрачна и состоит из двух этапов. На первом этапе Microsoft отбирает проекты, изучая заявки. В среднем за два месяца фонд получает 50–60 качественно заполненных заявок. На втором этапе вышедшие в финал заявки рассматривает отборочный комитет, в который входят представители ведущих фондов и организаций, финансирующих компании на ранних стадиях создания в России, включая фонд «Сколково», РВК, «Алмаз-капитал», «Главстарт» и др. За две сессии отборочный комитет рассмотрел 11 заявок, из них четыре получили гранты.

Прирастить поток. Аркадий Морейнис

главдиректор «Главстарта». «Сейчас на рынке дисбаланс. Количество фондов увеличивается, а число вменяемых стартапов растет не слишком быстро. Именно поэтому мы сосредоточены не на процессе инвестирования: наша задача – увеличение потока проектов, интересных инвесторам».

На разработку и продвижение проекта Pirate Pay – решение по защите контента от контрафактного распространения – Алексей Клименко с коллегами искали разные источники финансирования. «Пока наш проект в начальной стадии. У нас нет работающего прототипа, который можно было бы демонстрировать инвесторам, только идея и набор технических решений», – признает Клименко. По его словам, инвесторы, рассматривая их заявку, говорили, что проект интересный, амбициозный и потенциально успешный, но вкладываться в него они пока не готовы.

Подсмотрели у ангелов

Пермский Pirate Pay в итоге поддержал Фонд посевного финансирования Microsoft, о создании которого компания объявила в конце 2010 г.

«Мы готовы поддерживать как раз те проекты, которые инвесторы еще не готовы закрывать деньгами, – объясняет позицию Михаил Цыганков, управляющий директор Фонда посевного финансирования Microsoft в России. – Нам важно поддерживать развитие рынка, именно поэтому мы даем гранты. Бизнес Microsoft основан на партнерской модели. У нас 700 000 партнеров по всему миру, которые делают нам 95% оборота продаж».

«Мы одними из первых подали заявку в фонд Microsoft, – говорит Клименко, – и грант в $100 000 нам очень кстати». Начинающий предприниматель рассказывает, что в заявке на получение гранта он с коллегами прописал, на что будут израсходованы средства. В августе молодые люди отчитаются о результатах. «Единственное требование к нам – реализовать проект, который мы заявляли. Расходы контролируются. В фонде заинтересованы, чтобы деньги тратились максимально эффективно», – резюмирует он.

Фонд посевного финансирования Microsoft намерен профинансировать 100 проектов в течение 10 лет. Размер гранта зависит от проекта и на ранних стадиях обычно колеблется в пределах от $30 000 до $200 000. Но даже в Microsoft не готовы финансировать просто идеи. «Проект должен быть определенной степени зрелости, – подчеркивает Цыганков. – В заявке должны быть изложены представления о затратах, продажах и конкурентах».

Форму заявки, которую необходимо заполнить претендентам на грант, Microsoft заимствовала на сайте крупнейшего в США фонда бизнес-ангелов, который инвестирует стартапы на ранней стадии.

Не остаться одному

«Привлечение средств инвесторов предполагает их участие в управлении и передачу им существенной доли в проекте. Я к этому был не готов, – признается Александр Молодоженов, владелец проекта Ajatix из Волгограда, получивший у Microsoft грант на $30 000. – Поэтому в другие фонды заявок и не подавал».

Смущала необходимость отдавать инвесторам долю бизнеса и Юрия Петрова, совладельца проекта «Море салонов» – сервиса онлайн-записи в салоны красоты Москвы и Петербурга. Но после участия в «Стартап уикенде» и общения с идеологом этого проекта – главдиректором «Главстарта» Аркадием Морейнисом Петров сдался. «Мы отдали 45% доли в компании в обмен на инвестиции в 3 млн руб. Вхождение в проект опытного инвестора дало нам больше. До многих изменений мы бы сами не додумались», – не жалеет Петров.

«На первый взгляд стартаперу интереснее получить грант, потому что он получает деньги, не отдавая ничего взамен, но на самом деле, если смотреть глубже, стартаперу интереснее инвестиции, – рассуждает Морейнис. – Если инвестор вложил деньги в проект – это значит, что возникает еще одно заинтересованное лицо, которое помогает вывести проект на новый уровень».

Морейнис считает, что основная проблема стартапа – не отсутствие денег, а мозги и вменяемость. Если человек и так уже готовый предприниматель, способный довести проект до ума, то деньги найти для него не проблема. «Стартаперам не хватает знаний, связей, видения перспектив, понимания рынка, и это как раз чаще всего приходит с инвестором. А получив грант, стартапер остается один», – говорит он.

«Наша деятельность не заканчивается выдачей грантов, – парирует Цыганков. – Мы предлагаем и поддержку наставника, бесплатно предоставляем облачные технологии, если они нужны разработчикам, и бесплатные консультации наших специалистов».

Ищут все

Еще летом 2010 г. о целенаправленной работе со стартапами объявил и «Яндекс». «Мы готовы рассматривать разные варианты взаимодействия – от технологического сотрудничества (путем предоставления API наших сервисов) до покупки стартапов, – рассказывает Очир Манджиков, пресс-секретарь «Яндекса». – Мы сотрудничаем с несколькими сообществами и инкубаторами, которые осуществляют первичный отбор стартапов».

По словам представителя «Яндекса», такой работой компания хочет способствовать развитию экосистемы стартапов в России. «Но нам интересны стартапы на разных рынках, в том числе западных», – отмечает Манджиков.

В апреле заработала «Яндекс.Фабрика» – программа инвестиций для стартапов, благодаря которой можно получить финансирование на разработку прототипа, доработку продукта или дальнейшее развитие проекта. До этого «Яндекс» никогда не занимался инвестированием в стартапы. Единственная инвестиция, которую осуществила компания в прошлом году, – инвестиция в израильский проект Face.com.

В отличие от Microsoft интересы «Яндекса» не столь альтруистичны. «Яндекс.Фабрика» – программа долевых инвестиций в проекты. Однако мы готовы рассматривать возможность приобретать до 100% участия в стартапах. Не имеет значения, инвестировали ли мы уже в стартап или нет. Решение принимается в каждом отдельном случае», – поясняют в компании.

Бюджет нового проекта компания не раскрывает, но подчеркивает, что рассматривает предложения «с верхним пределом до нескольких сотен тысяч долларов».

«Мы внимательно следим за рынком и готовы поддержать перспективные проекты, – говорит Ольга Бруковская, вице-президент Mail.ru Group. – Активно работаем над созданием инфраструктуры, позволяющей сторонним командам зарабатывать деньги без продажи доли в проекте. Разработчикам приложений мы не только предоставляем доступ к огромной аудитории наших социальных сетей, но и оказываем консультационную, техническую, маркетинговую поддержку».

По словам Бруковской, в этом году для выявления и поддержки талантов в сфере IT компания проводит масштабное мероприятие по программированию – Russian Code Cup. Победитель получит приз в $10 000 и новые карьерные возможности.

Довести до ума

«Фондов, которые предлагают именно гранты, а не инвестиции в обмен на долю в проекте, единицы. По этому принципу финансирования работает и фонд «Сколково», – говорит Александр Туркот, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково». – Фактически и мы, и Microsoft дарим на проект существенную сумму, которая помогает стартаперам на первом этапе «упаковаться» и предъявить свою идею настоящим посевным или венчурным фондам».

Морейнис провел уже 10 «Стартап уикендов» и, по его словам, видит положительную динамику. Осенью 2010 г. он нашел только один проект для инвестирования, а весной 2011 г. инвестировал уже в четыре проекта и еще три проекта в прединвестиционной стадии.

«Специфика текущего рынка в том, что на одном полюсе – аморфная масса людей и идей, не готовых для серьезных инвестиций, а на втором – далеко от них – инвесторы, которые сегодня хотят инвестировать сразу от $500 000 в проект с готовым продуктом и готовой командой. Между ними была пустота. Мы ее заполняем», – говорит Морейнис.

«Морейнис делает очень важную работу, – подчеркивает Цыганков. – Рынку не хватает как раз содержательной работы по доведению проектов до инвестиционной привлекательности».