«Ужасно интересно проводить сутки или двое в одной комнате с Биллом Гейтсом»

Bloomberg

Netflix

Интернет-компания. Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Vanguard Group (4,29%), Morgan Stanley Invest MGMT (3,92%), American Century Companies (3,58%), State Street Corp. (3,05%). Капитализация – $13,9 млрд. Финансовые показатели (2010 г.): выручка – $2,16 млрд, чистая прибыль – $160,85 млн.

Одно дело

Гастингс верит, что нужно фокусироваться на чем-то одном. Например, на американском видеопрокате. Как в каякинге, которым он увлекается, – опасно в потоке думать обо всем сразу. Жизненный опыт подталкивает его к тому же. В 2004 г. Netflix попыталась завоевать рынок Великобритании. Часть работников наняли на месте, часть откомандировали из США. Но из-за трудностей и неясных перспектив проект закрылся, не успев начать работу. Гастингс решил сконцентрироваться на американском рынке. Fortune

Имя Гида Гастингса мало известно россиянам. Между тем журнал Time в этом году назвал его третьим по влиятельности человеком мира. Он уступил только координатору египетской революции, сотруднику Google Ваэлю Гониму и экономисту Джозефу Стиглицу. Зато обошел основателя Facebook Марка Цукерберга, Ангелу Меркель и Джулиана Ассанжа. Гастингс не публиковал компромат, не провоцировал народные волнения и не получал Нобелевской премии. Он основал видеопрокат. И стал мультимиллионером. Роль Гастингса в онлайн-бизнесе столь велика, что его позвали в совет директоров Microsoft. Но и этого ему оказалось мало: Гастингс задался целью реформировать американскую систему школьного образования.

Гастингс родился в 1960 г. Его отец был юристом министерства здравоохранения, образования и социального обеспечения США при Никсоне. Однажды, когда ему было 12 лет, он вместе с родителями и сестрой посетил Кемп-Дэвид – естественно, в отсутствие президента. Самое большое впечатление на юного Гастингса произвело сиденье никсоновского унитаза, сделанное так, как будто оно было золотым, вспоминал он в интервью New York Times.

После окончания средней школы Гастингс работал коммивояжером, торгуя пылесосами Rainbow. «Я начинал это как подработку на лето, но обнаружил, что занятие мне по душе», – говорил он. Отработав год, Гастингс решил поступить в колледж Боудена. Там он увлекся математикой, так как нашел «абстрактные понятия прекрасными и притягательными», цитирует New York Times.

Юному Гастингсу хотелось послужить родине, и летом он записался на курсы морской пехоты. На каникулах между вторым и третьим годом его даже послали в учебный центр корпуса морской пехоты в Квонтико. Но оказалось, что Гастингсу не по душе постижение искусства заправки постелей и упаковки ранца. Из армии он ушел. Но от идеи послужить обществу не отказался и записался на годичные курсы для добровольцев корпуса мира. Окончив в 1983 г. колледж Боудена, он сразу уехал по заданию корпуса мира в Свазиленд, где учил местных студентов алгебре и геометрии. Годы учительства не прошли даром, иронизирует WSJ, периодически Гастингс в общении сбивается на нравоучительный тон.

«Мы были в сельской местности. Электричества не было, еда готовилась на газе или на костре. Нашей основной пищей были бобы. Я жил в соломенной хижине и спал на раскладушке», – вспоминал он на страницах New York Times. За три года он был на родине один раз – приехал на пять дней на свадьбу сестры.

В 1983 г. Гастингс решил, что пора продолжить образование и постичь информатику. Он сел на автобус и через два часа был в Мбабане, столице Свазиленда, где сдал тест для поступающих в магистратуру. Но в Массачусетский технологический институт, куда он хотел попасть, его не приняли. Зато пригласили в Стэнфорд. На исходе лета Гастингс прибыл из Африки в Калифорнию и влюбился в эти края.

Окончив в 1988 г. Стэнфорд, Гастингс некоторое время был наемным менеджером, в том числе работал на Adaptive Technology. А потом решил рискнуть и начать собственный бизнес. «После того как с $10 в кармане ты путешествовал автостопом по всей Африке, открывать свое дело не страшно», – шутил он. В 1991 г., в возрасте 31 года, он запускает свой первый проект – Pure Software. Компания занималась написанием отладочных программ. Бизнес оказался успешным и вошел в 50 крупнейших софтверных компаний мира, с гордостью сообщает сайт Netflix. Но со временем дело перестало радовать Гастингса. «По мере того как Pure Software росла и число ее сотрудников увеличивалось от 10 до 40, потом – до 120, потом – до 320 и 640 сотрудников, я чувствовал, как тону во всем этом и перестаю что-либо понимать», – говорил он New York Times. Business Week он жаловался, что вместо компании, где было полно энтузиазма и каждый хотел работать, Pure Software превращалась, как и многие успешные проекты, в забюрократизированную потогонную фабрику. «Необходимость руководить стала самым большим моим вызовом», – признавался он журналу Inc.

В 1995 г. компания вышла на IPO, и Гастингсу пришлось отвечать за свои действия еще и перед акционерами. «Я пытался уволиться [c поста гендиректора]. Дважды», – вспоминал Гастингс на страницах Usa Today. Но совет директоров не желал его отпускать. Тогда в 1997 г. Гастингс продал Pure Software. Компания Rational Software выложила за проект $750 млн.

DVD ПО ПОЧТЕ

У Гастингса уже была идея проекта Netflix. Как-то он взял напрокат фильм «Аполло 13» и умудрился потерять кассету. Отыскав ее через шесть недель, Гастингс заплатил прокату $40 штрафа. Ему было стыдно признаться жене в собственном разгильдяйстве. Но по пути в спортклуб ему пришла в голову мысль, что есть бизнес-модель лучше, чем видеопрокат. Ею пользуются фитнес-центры: заплати фиксированную сумму в месяц и ходи, сколько хочешь. Хоть совсем не ходи. И главное – никаких штрафов за задержку фильма.

Идея зарабатывать на показе фильмов через интернет витала в воздухе. В 1997 г. Билл Гейтс запустил проект интернет-телевидения. Но было это до YouTube, когда интернет представлял собой океан страниц с текстом и картинками. Затея провалилась: ее время еще не пришло.

С развитием интернета появились сервисы вроде CinemaNow, Movielink, Akimbo, Vudu, TiVo. Но американские потребители предпочитали смотреть фильмы либо на DVD, либо с помощью услуги заказа кино на кабельных каналах. Гастингс придумал идею онлайн-проката DVD, который доставляет диски по почте. Каждый день миллионы красных конвертов с DVD внутри отправляются по стране. Гастингс сыграл на любви соотечественников к кино и нежелании слезать с дивана ради того, чтобы дойти до видеопроката, пишет журнал Inc.

Netflix была основана в 1997 г., а в апреле 1998 г. начала работать в калифорнийском городке Скотс-Вэлли. За год ресурс набрал 239 000 пользователей, пишет журнал Inc, хотя, по данным журнала Университета Стэнфорда, в 2000 г. только у 10% американских домохозяйств был DVD-проигрыватель. В 2003 г. Netflix преодолела отметку в 1 млн подписчиков. Как ни странно, ее оборот делают не голливудские новинки, а старое доброе кино и передачи, писал журнал «Стэнфорд».

Гастингс выделяет три основные группы клиентов. Первым нравится бесплатная доставка прямо до порога. Фанаты кино ценят широкий выбор – от французской «новой волны» до Болливуда. А охотников за дешевизной привлекает возможность за пару десятков баксов пересмотреть 10 и более фильмов в месяц, признавался он журналу Inc.

Сейчас за $7,99 в месяц 23 млн клиентов в США и Канаде могут смотреть фильмы и передачи по сети с помощью разнообразных устройств – от телевизора с помощью адаптера, подключенного к сети, и игровой приставки до компьютера и iPhone. По-прежнему действует почтовая рассылка DVD. Самое дешевое предложение: за $4,99 можно получать два DVD в месяц, но на руках должно находиться не более одного диска. Самое дорогое: за $55,99 можно держать у себя восемь DVD одновременно.

При этом Netflix постоянно отслеживает предпочтения клиентов. Популярный сервис на ее сайте позволяет пользователям создавать список фильмов, которые они хотели бы заказать, а заодно и рекомендует клиентам фильмы, которые могли бы им понравиться. Для этого был разработан специальный алгоритм (см. врез).

В этом году Гастингс сообщил, что доходы компании от потокового онлайн-видео наконец-то превзошли доходы от DVD-подразделения. И объявил, что «через 10 лет у всех дома будет по гигабитному каналу», что позволит им получать фильмы онлайн с высоким качеством. Тогда его компания развернется на полную. Ведь средний американец проводит четыре часа в день перед телевизором или же его аналогом (например, интернет-вещание), пишет WSJ.

В 2007 г. Гастингс вошел в совет директоров Microsoft. «Ужасно интересно четыре раза в год проводить сутки или двое в одной комнате с Биллом Гейтсом и Стивом Балмером, – признавался он Fortune. – Они помогли мне понять, почему и как Microsoft так успешна уже 30 лет». Он говорит, что на встречах в основном молчит и слушает.

БЕЗ СКУКИ

Чтобы не повторилась история с Pure Software, работать с которой Гастингсу стало неинтересно, он попытался изменить подход к работе сотрудников в Netflix. Он платит персоналу куда больше конкурентов и позволяет самим решать, когда и на сколько уходить в отпуск и из какой пропорции денег и акций состоит зарплата. В ответ он ждет, что каждый из сотрудников будет работать за троих-четверых.

Зарплата сотрудников в Netflix не связана с показателями работы, утверждает Business Week. Компания регулярно мониторит рынок зарплат и, если нужно, повышает оклады. Что же происходит с теми, кто не соответствует ожиданиям? «Во многих компаниях средние работники получают средние зарплаты, – говорит Гастингс. – В Netflix они получают внушительное выходное пособие. Иначе менеджеры будут чувствовать себя виноватыми при увольнении такого работника».

Гастингс называет этот подход «Свобода и ответственность», пишет Business Week. В итоге Netflix стала чем-то вроде собрания «друзей Оушена», говорит ее сотрудник Тодд Йеллин. Гастингс, подобно Денни Оушену, – яркий, харизматичный лидер, который нанимает лучших, дает возможность действовать так, как они считают, при этом объединяет их общей целью, рассказывает Йеллин. Цель – раз за разом оказываться победителем в конкурентной гонке. А борьба на этом рынке идет ожесточенная.

В 2002 г. Netflix провела IPO. И это Гастингс считает одной из самых больших своих ошибок. Опубликовав финансовую отчетность, компания показала всем, насколько прибылен ее бизнес. Два года спустя был запущен аналогичный проект Blockbuster, один из самых злостных конкурентов Netflix. Гастингс переживал: стоило остаться частной фирмой еще на 2–4 года.

Тем не менее команда Гастингса успешно работает, хотя ее периодически пытаются похоронить. В 2002 г. Netflix предрекали быструю кончину после того, как Walmart открыла свой онлайн-видеопрокат. Но в 2005 г. закрылась не Netflix, а проект Walmart. Ее клиенты перешли Гастингсу, взамен Netflix поставила у себя ссылки на ее магазин по продаже DVD.

Гастингс верит, что DVD «просуществуют куда дольше, чем кто-либо может предполагать». Хотя их продажи падают, до сих пор их объем остается весьма существенным. Хотя бы потому, что эти носители обожают правообладатели: скопировать DVD гораздо сложнее, чем цифровую копию. К тому же до сих пор фильмов, доступных для законного скачивания, гораздо меньше, чем выпущенных на DVD, говорил Гастингс Usa Today. Многие студии просто не могут создать магазин, подобный iTunes, для фильмов просто потому, что контент уже продан по пяти- и десятилетним контрактам телевизионным компаниям, объяснял Гастингс журналу «Стэнфорд».

ШКОЛЬНЫЙ РЕФОРМАТОР

Но Гастингс по-прежнему не оставил идею сделать что-то на благо общества. «После продажи Pure Software у меня было полно денег, но я не хотел покупать яхты и другие подобные вещи, – говорит он. – Я хотел заняться чем-то серьезным. Я начал присматриваться к системе образования, пытаясь понять, почему оно развивается с сильным опозданием, тогда как технологии растут бешеными темпами и полно великих инноваций во многих других сферах – здравоохранении, биотехнологиях, информационных технологиях, кинопроизводстве. Почему это не коснулось образования?»

Гастингс стал поборником школьной реформы. «Мы все чаще видим, как конкуренция приводит к огромным изменениям в сфере услуг – связь и авиаперевозки самые очевидные примеры, – говорит он. – Это секторы, где есть коммерческая выгода, но то же самое происходит и в некоммерческих сферах. Существует не одна некоммерческая организация по охране окружающей среды. Их десятки, и они конкурируют по эффективности и авторитетности за деньги спонсоров. Они исповедуют разный подход к возникающим проблемам, и это правильно».

В то же время система среднего образования К-12 – «последняя крупная госмонополия в Америке», по словам Гастингса. Он борется за то, чтобы «предоставить учителям возможность создавать свои собственные государственные школы, дать им больше возможностей применять свои навыки и ввести добровольный выбор школ для учеников». Такая система приведет к инновациям в образовании, уверен Гастингс. Он был генеральным директором TechNet – лоббистской структуры, созданной компаниями Кремниевой долины, которая среди прочего занимается и вопросами образования. В 2000 г. по просьбе губернатора Гастингс стал работать в департаменте образования Калифорнии, а в 2001 г. возглавил его, пишет журнал «Стэнфорд», и постарался стимулировать выдачу разрешений на открытие в штате так называемых charter schools, в развитие которых он жертвует. Это финансируемые государством и частными инвесторами школы, на которых не распространяется часть обязательных для обычных муниципальных школ правил и запретов. В том числе они сами распоряжаются своим бюджетом и во многом сами выбирают методику преподавания и что преподавать. Периодически они проходят аттестацию на соответствие общеобразовательным стандартам. Считается, что в таких школах дается более качественное образование, чем в обычных.

Наконец, Гастингс вошел в совет директоров одной из самых известных национальных сетей школ KIPP Academy. Он не единственный бизнесмен, озабоченный проблемой школ в США. Среди его союзников – Билл Гейтс, Стив Джобс, венчурный капиталист Джон Доэрр, Эрик Шмидт из Google и другие известные бизнесмены. «Думаю, [нас это беспокоит] потому, что каждый преуспел не из-за полученного наследства <...> а благодаря образованию», – говорит Гастингс. Став губернатором Калифорнии, Арнольд Шварценеггер переназначил Гастингса в департамент образования.