Останется третьим

Восстановление второго места на российском сотовом рынке не самоцель для Vimpelcom Ltd., считает ее гендиректор Александр Изосимов. Он призывает оценивать бизнес оператора в целом – с учетом не только сотовой, но и фиксированной связи

Из всех рынков, где работает Vimpelcom, Россия, на которую приходится 36% выручки объединенной компании, – один из самых проблемных, признает Изосимов. В апреле 2010 г. Vimpelcom уступила «Мегафону» 2-е место по абонентам сотовой связи, а по итогам III квартала и по выручке. Он это объясняет неудачными маркетинговыми решениями, принятыми в 2009 – начале 2010 г., «кадровой чехардой» в компании (с 2009 г. в компании два раза менялись руководители и уходили другие топ-менеджеры), а также тем, что компанию начали покидать давние лояльные абоненты. Правда, в последнее время Vimpelcom стала активно подключать новых клиентов и уже в течение пяти месяцев лидирует по этому показателю. Однако Изосимов не уверен, что Vimpelcom необходимо во что бы то ни стало стремиться вернуть 2-е место по числу абонентов и выручке от услуг сотовой связи в России. Он призывает смотреть на бизнес «в целом». Vimpelcom, которая в феврале 2008 г. приобрела оператора фиксированной связи и широкополосного доступа в интернет Golden Telecom, уже более трех лет реализует модель интегрированного оператора, напоминает Изоcимов, выделять только один сегмент неправильно. К тому же доходы от передачи данных уже начинают замещать выручку от голосовой связи, добавляет он.

Vimpelcom Ltd.

Управляющий холдинг. Акционеры – Нагиб Савирис (29,6% голосующих акций), Telenor (25%), Altimo (24,998%). Капитализация – $21,5 млрд. Консолидированная выручка (US GAAP, 2010 г., без учета Wind Telecom) – $10,5 млрд. чистая прибыль – $1,67 млрд.

Доходы от голосовой связи уже не растут, а на ряде региональных рынков снижаются, они компенсируются ростом доходов от мобильного и фиксированного интернета, признает президент «МТС Россия» Александр Поповский. Но МТС по-прежнему считает необходимым сохранять лидерство на мобильном рынке, так как оно стало частью бренда компании. По мере развития МТС как оператора, предоставляющего весь комплекс услуг связи и ТВ, понятие лидерства будет трактоваться шире, уточняет Поповский.

Пока конвергентные решения занимают незначительную долю в выручке операторов, сотовый и фиксированный бизнесы с точки зрения выручки и доли рынка имеет смысл рассматривать по отдельности, подчеркивает аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Но так как Vimpelcom будет дорого стоить возвращение 2-го места на рынке сотовой связи, делать это самоцелью нет большого смысла, соглашается он. Важно не само место на рынке, а темпы роста доходов, которые должны быть выше, чем у рынка, добавляет руководитель управления аналитических исследований «Уралсиба» Константин Чернышев. По темпам роста Vimpelcom пока уступает основным конкурентам: в I квартале 2011 г. ее консолидированная российская выручка увеличилась на 5,2% (доходы от мобильной связи – на 4,6%), а у МТС и «Мегафона» – на 13,8 и 18% (от мобильной связи – на 14,7 и 11,2%) соответственно.