Миллионы для «Пепяки»

«Роснано», «Ситроникс» и X5 Retail вложат 350 млн руб. в создание высокотехнологичного магазина, где электроника будет отслеживать движение товара от склада до корзины покупателя

Госкорпорация «Роснано», производитель микроэлектроники и интегратор «Ситроникс» и оператор розничной торговли X5 Retail Group на Петербургском международном экономическом форуме подписали инвестсоглашение по созданию «магазина будущего». В течение двух лет они планируют вложить в проект 350 млн руб. на паритетных началах. Он основан на технологии RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация), позволяющей дистанционно считывать информацию о товаре, оснащенном радиометками. Это дает возможность оперативно контролировать остаток товара на складе и в торговом зале, следить за его сроком годности. Ритейлер сможет получать информацию о каждом куске колбасы: когда он поступил, находится он на полке или на складе, объяснил преимущества проекта председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс. Для покупателя тоже удобно – при выходе из магазина система сама подсчитает стоимость покупок и спишет средства с его счета, продолжил Чубайс.

Тестовую зону участники проекта планируют запустить уже в 2011 г., а первый магазин – в 2012 г. По словам гендиректора X5 Андрея Гусева, «пилотом» будет магазин «Пепяка» (его название образовано от первых букв принадлежащих X5 сетей «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»), расположенный на территории офиса Х5 и доступный только для сотрудников компании. Когда технология будет отработана, ритейлер может открыть такой же магазин для обычных посетителей, сообщил Гусев.

Массовое распространение технологий RFID в торговле сдерживается дороговизной чипов и считывающего оборудования – метка стоит около 10 центов. Средняя стоимость единицы товара в магазинах «Магнита», например, около 25 руб. и нанесение метки может увеличить ее минимум на 12%, объяснял «Ведомостям» гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий. К тому же, по его словам, пока производители товаров не наносят метки, маркировать продукты RFID-метками придется самой сети, а это еще больше увеличивает затраты.

Эта проблема должна решиться с расширением применения технологии, убежден президент «Ситроникса» Сергей Асланян. По его словам, когда объем производства радиометок достигнет нескольких миллиардов штук в год, себестоимость каждой RFID-метки снизится до 2–3 центов. По словам Чубайса, «Ситроникс» приступит к промышленному производству меток в III квартале этого года.

RFID-технологии уже активно применяются в торговле, но из-за дороговизны пока только в складской логистике, напоминает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева. «В наших магазинах в Германии маркированные палеты проходят через считывающие воротца и в систему сразу поступает информация о товаре – объем партии, количество товара в упаковке, дата производства и поставки. Это позволяет существенно сэкономить человеческие ресурсы и повысить управляемость склада», – объясняет она. Кроме того, RFID-технологии позволят бороться с воровством в магазине, из-за которого ритейлеры теряют, по оценке Ассоциации операторов розничной торговли, примерно 1% выручки.