В главных ролях: Требуется новое регулирование рынка

В сложившихся реалиях телекоммуникационного рынка России должна меняться и роль государственного регулирования, все более и более смещаясь в направлении создания условий для развития телекоммуникационного рынка, его дальнейшей либерализации и развития конкуренции. Жесткое государственное регулирование, в том числе ценовое, должно применяться только в тех случаях, когда рыночные механизмы дают существенные сбои. Для успешного развития и повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо обеспечить эффективное отраслевое регулирование на основе принципов технологической нейтральности, ориентирование на развитие услуг, а не технологий.

В рамках проведения административной реформы запланировано проведение мероприятий, направленных на снижение административных барьеров, выявленных в том числе в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

ФАС принимала активное участие в разработке предложений, и основная их часть учтена в итоговом документе, представленном на правительственную комиссию, в том числе:

n обеспечение принятия решений о выделении, назначении радиочастот на основе принципа технологической нейтральности, исключив случаи необоснованного выделения радиочастот отдельным участникам рынка;

n участие ФАС в принятии решений о выделении радиочастот;

n рассмотрение вопроса о введении рыночных механизмов оказания услуг, предоставляемых предприятиями радиочастотной службы, аккредитованными организациями, и возможности преобразования действующих федеральных предприятий в форме ФГУ в случае, когда рыночные механизмы неприменимы (например, по основаниям безопасности государства);

n введение принципа одного окна при получении разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра.

Помимо этого ФАС считает необходимым приступить к обсуждению и реализации следующих мероприятий.

1. Рассмотреть вопрос о введении уведомительного порядка о начале оказания услуг связи для целей теле-, радиовещания (без использования радиочастотного спектра), услуг почтовой связи.

2. Объединить процедуры присвоения, назначения радиочастотных каналов и получения лицензии на право оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра, соответственно, определить единый разрешительный документ на право оказания таких услуг.

3. Оптимизировать механизм предоставления универсальных услуг в сфере электросвязи: предлагается оставить функциональное назначение универсальных услуг (голосовая телефония и доступ к сети интернет), но сделать универсальные услуги персонифицированными, определить способ предоставления универсальных услуг на основе принципа технологической нейтральности – с использованием любых технологий (проводных, беспроводных) оказания услуг, определить территории предоставления универсальных услуг исключительно территориями, в пределах которых развитие конкуренции неэффективно и экономически нецелесообразно.

4. Изменить систему трехуровневой иерархии построения и взаимодействия сетей фиксированной электросвязи, устранив искусственное выделение зоновых сетей электросвязи; рассмотреть вопрос об изменении порядка пропуска трафика между подвижными радиотелефонными сетями электросвязи, между подвижными радиотелефонными и фиксированными сетями электросвязи.

Эффективное развитие рынков, в значительной степени зависящих от инфраструктурной составляющей (в том числе сетевой), невозможно без организации недискриминационного доступа к ней. Действующее законодательство не устанавливает правила игры для субъектов, распоряжающихся ключевыми объектами инфраструктуры электросвязи, что негативно сказывается на развитии конкуренции на рынках. Для решения указанной проблемы ФАС предлагает на первом этапе обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре электросвязи, принадлежащей субъектам естественных монополий. Данная мера может быть реализована путем принятия правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и инфраструктуре электросвязи.

Учитывая, что в сфере связи одни и те же объекты инфраструктуры используются для предоставления услуг, имеющих естественно монопольный характер, реализация принципа недискриминационного доступа должна дать очередной стимул для развития всего рынка.

Часть услуг связи отнесена законодательством к сфере деятельности естественных монополий, а деятельность некоторых из операторов связи подлежит ценовому регулированию. Кроме того, подлежат ценовому регулированию тарифы этих же операторов и в межоператорском взаимодействии. Причем первые тарифы в значительной степени зависят от вторых. Представляется неправильной ситуация, когда регулированием этих тарифов на государственном уровне занимаются разные органы исполнительной власти по разным методикам. Считаем целесообразным сосредоточить тарифное регулирование конечных услуг (абонентских тарифов) и услуг, оказываемых для обеспечения оказания услуг связи, в одном регулирующем органе, по единой методологии.

Необходимо также отметить, что ФАС предлагает пересмотреть подходы к регулированию деятельности естественных монополий, с целью чего подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «О естественных монополиях». Законопроект, в частности, предусматривает изменение самого понятия «субъект естественной монополии», модернизацию и расширение способов регулирования их деятельности, исключение контроля за сделками в отношении основных производственных средств субъектов естественных монополий в рамках этого закона, обязательное проведение анализа товарного рынка при принятии тарифных решений и значительное число других новаций. Ознакомиться с текстом законопроекта можно на сайте ФАС. Отрасль связи одна из первых сфер деятельности естественных монополий начала терять черты, присущие естественной монополии. Уже неоднократно на различных площадках проходило обсуждение вопроса о прекращении ценового регулирования операторов связи и об исключении сферы общедоступной электросвязи из закона «О естественных монополиях». Немаловажным в решении этой проблемы является вопрос о взаимозаменяемости услуг: может ли и готов ли потребитель заменить услуги стационарной телефонной связи на услуги подвижной связи. ФАС внесено предложение о рассмотрении вопроса взаимозаменяемости услуг на правительственной комиссии по транспорту и связи во втором полугодии 2011 г.

Это лишь часть возможных решений, призванных создать по-настоящему конкурентный телекоммуникационный рынок в России.