Строить в срок

Топливный дефицит для России – это «нонсенс», заявил премьер Владимир Путин и пригрозил нефтяникам ответственностью за срыв программ по модернизации НПЗ

Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть! Нонсенс это для России абсолютный!» – распалялся премьер в пятницу в Киришах на совещании с руководителями и акционерами крупнейших нефтяных компаний (цитата с premier.gov.ru).

Весной десяток регионов России столкнулся с проблемой бензинового дефицита, одной из причин которого эксперты называли эмбарго на повышение розничных цен, наложенное Путиным в феврале. На своих АЗС крупные компании тогда цены снизили, а в опте нет. Независимым игрокам стало невыгодно торговать бензином, а заправки крупных компаний не справлялись со спросом. Впрочем, сами нефтяники объяснили дефицит бензина задержкой модернизации некоторых НПЗ и запретом на продажу топлива стандарта «Евро-2».

За срыв планов по модернизации надо отвечать, объяснил премьер в пятницу. Тем более что компании воспользовались «льготой от государства»: более чем двукратной разницей между пошлинами на нефть и темные нефтепродукты (с 1 июля – $445 за 1 т нефти, $207,8 – темных нефтепродуктов, $298,2 – светлых за исключением бензинов, ставка на которые – $400,5 за 1 т). «Нефтяные компании в свое время заверяли нас, что средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, вложат в развитие глубокой переработки нефти. На деле все оказалось, к сожалению, далеко не так», – сетовал премьер. Обновления НПЗ не происходит, резко вырос экспорт мазута и некондиционного дизтоплива для их последующей естественной переработки в качестве сырья за рубежом, а бюджет от этого несет убытки. Однако какие компании являются нарушителями, премьер говорить не стал. Прозвучало только название Рязанского НПЗ (ТНК-ВР) – и то из уст руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина. Он назвал завод одним из виновников разгоревшегося кризиса. Представитель ТНК-ВР это комментировать не стал.

Кто еще виноват, представитель Минэнерго не говорит. Зато руководитель министерства Сергей Шматко пообещал премьеру многомиллиардные вливания нефтяников в модернизацию НПЗ: к 2015 г. они составят 570 млрд руб.

Но Путин одним обещаниям не поверил: теперь нефтяники будут должны подписать трехсторонние соглашения с ФАС и Ростехнадзором об исполнении программ модернизации. А если не успеют закончить стройки в положенный срок – ответят имуществом, подчеркнул премьер. «В случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – объявил Путин. Как это будет сделано, непонятно: представитель Минэнерго от комментариев отказался. Возможно, чиновники хотят применить механизм, аналогичный договорам на предоставление мощности (ДПМ) в электроэнергетике, которые обязывают инвесторов сдавать станции в срок, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Правда, по ДПМ государство гарантирует возврат инвестиций, отмечает он.

Также премьер дал две недели на внесение в правительство проекта по выравниванию пошлин на нефть и топливо (60/66). Это давно пора сделать, говорит Борисов. Но главное – предусмотреть меры, чтобы компании не снизили объем выпуска светлых нефтепродуктов, добавляет эксперт. Путин предложил прописать в лицензионных соглашениях на месторождения обязанность перерабатывать определенную часть нефти. Но массово поменять старые соглашения практически невозможно, а значит, компании смогут выполнять требования новых лицензий за счет снижения переработки нефти старых месторождений, опасается Борисов.