Немцы поддержат

ВЭБ будет поддерживать малый и средний бизнес в России с помощью немцев. Деньги получат предприятия, работающие на крупный бизнес

Внешэкономбанк и германский банк развития KfW создадут фонд поддержки высокотехнологичных средних и мелких предприятий. Меморандум о взаимопонимании они подписали во вторник.

Объем фонда через два-три года должен составить 1 млрд евро, рассказал председатель ВЭБа Владимир Дмитриев (цитаты по «Интерфаксу»), доли пока не определены. Фонд создается на основе частно-государственного партнерства, поясняет представитель ВЭБа: частный, преимущественно иностранный, капитал должен быть важным источником финансирования, бюджетные деньги не потребуются.

Фонд поможет небольшим предприятиям получить доступ к займам, обещает Дмитриев (по пресс-релизу KfW). Он предоставит займы под проекты, будет инвестировать в капитал, рассказывает представитель ВЭБа: акцент сделан на динамичных средних предприятиях, которые в течение трех лет ежегодно наращивают выручку минимум на 20%. Соглашение с KfW поможет ВЭБу охватить средний бизнес, рассказывает сотрудник одной из структур госкорпорации: сам ВЭБ может кредитовать проекты стоимостью от 2 млрд руб., его дочерний Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства – до 150 млн, в итоге средние проекты на 150–200 млн не получали поддержки.

Фонд поможет поставщикам крупных компаний, уточнил Дмитриев. Он привел в качестве примера «Энергомашхолдинг», «Трансмашхолдинг», «Газпром», автомобильный кластер в Калуге (там собирают, в частности, Volkswagen). Немецкие бизнесмены жаловались президенту Дмитрию Медведеву на механизм локализации для автоконцернов, рассказал участник встречи: не хватает местных поставщиков комплектующих.

В «Газпроме» от комментариев отказались, в «Энергомашхолдинге» вчера не смогли ответить на вопросы. Вокруг крупной компании, выпускающей сложную машиностроительную продукцию, неизбежно возникает обширная сеть поставщиков, говорит представитель «Трансмашхолдинга», у компании не менее 5000 контрагентов, но чем больше – тем лучше.

Нужна широкая сеть поставщиков, говорит представитель Volkswagen Group Rus: в мире автоконцерны производят не более 30% автомобиля. Volkswagen Group Rus пытается привлечь глобальных поставщиков комплектующих и повышать уровень местных, рассказывает он: но финансовых ресурсов российским предприятиям зачастую не хватает. У российских производителей комплектующих пока слабые позиции, согласен вице-губернатор Калужской области Максим Акимов, поддержка фонда позволит создать технопарки и обучающие центры.

Непонятно, почему ВЭБ раньше не поддерживал производителей комплектующих, замечает Игорь Николаев из ФБК, льготные кредиты можно было предложить еще при создании калужского кластера.