«Аэрофлот» ограничили

«Аэрофлот» может получить контроль над авиакомпанией «Россия», только сократив долю на одном из самых популярных направлений – Москва – Петербург, решила антимонопольная служба. Но «Аэрофлот» уступать не намерен

Получив контроль над авиакомпанией «Россия», «Аэрофлот» должен сократить число слотов (или частот), закрепленных за ним и за «Россией» на маршруте Москва – Санкт-Петербург в объеме не менее 16% от совокупных перевозок по этому направлению в 2010 г. Такое предписание Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала в пятницу на своем сайте, одобрив ходатайство «дочки» «Аэрофлота» – «Аэрофлот-финанс» – на покупку 75% минус 1 голосующая акция «России». В противном случае «Аэрофлот» вместе с новой «дочкой» получит доминирующее положение на одном из самых популярных направлений, следует из сообщения ведомства.

«Аэрофлот»

основные акционеры – государство (51,17%), «Аэрофлот-финанс» (9,56%, часть пойдет в оплату акций «России»). выручка (МСФО, 2010 г.) – $4,3 млрд, прибыль – $253,2 млн; перевезено пассажиров – около 14 млн.

«Россия»

владелец – государство (актив контролируется «Ростехнологиями»). выручка (РСБУ, 2010 г.) – 18,2 млрд руб., убыток – 684,6 млн руб., перевезено пассажиров – около 3 млн.

Слоты могут быть уступлены другим перевозчикам, не связанным с «Аэрофлотом», отмечает ФАС. Но так, чтобы конкуренция на маршруте не пострадала. Предложения по уступке или обмену слотов должны быть опубликованы в течение месяца после сделки, а меры по уступке должны быть приняты в течение трех месяцев. Иначе ФАС оставляет за собой право оспорить сделку в суде, напоминает ведомство.

ФАС уже выдавала подобное предписание «Аэрофлоту», когда он консолидировал «Владавиа» и «Сахалинские авиатрассы», став доминирующим игроком на ряде дальневосточных направлений. Но сокращать число слотов не пришлось – в аэропортах Дальнего Востока и без этого было много свободных частот, напоминает чиновник ФАС.

Какова ситуация на маршруте Москва – Петербург и сколько «Аэрофлот» и «Россия» перевезли пассажиров на этом направлении в 2010 г., ведомство не указывает. Но чиновник ФАС говорит, что больше половины от общего потока: только после сокращения перевозок на те самые 16% общая доля компаний на маршруте будет менее 50%. В 2010 г. все авиакомпании России перевезли по маршруту Москва – Петербург 2,31 млн человек, из них 1,42 млн пришлось на «Аэрофлот» и «Россию», подтверждает сотрудник одной из компаний.

Представители «Аэрофлота» и «России» комментировать решение ФАС не стали. Но сотрудник «Аэрофлота» указывает, что тот не согласен с предписанием ФАС: служба учитывает только авиаперевозки, а у пассажиров есть альтернативы, например железная дорога. Перед запуском высокоскоростных поездов «Сапсан» РЖД подсчитала, что в 2008 г. железные дороги перевезли между двумя столицами 8,8 млн человек, а авиакомпании – лишь 2,2 млн, напоминает представитель РЖД. После запуска «Сапсанов» это соотношение должно было измениться в пользу железных дорог, добавляет он, но конкретных цифр не раскрывает.

Служба действительно не учитывала конкуренцию с другими видами транспорта, а она велика, признает чиновник ФАС. Возможно, этот факт будет весомым аргументом в пользу «Аэрофлота», добавляет он. Сам перевозчик надеется, что с ФАС удастся договориться во внесудебном порядке, отмечает сотрудник авиакомпании.

Судебный процесс по предписанию ФАС уже есть: 8 августа «Аэрофлот-финанс» подал иск к службе в Арбитраж Москвы, третье лицо – авиакомпания «Россия», отмечается на сайте Высшего арбитражного суда. Речь о предписании, выданном в апреле, иск оставлен без движения до 12 сентября. Это как раз то самое предписание, которое было опубликовано в пятницу, отмечает чиновник ФАС (официальных подтверждений в выходные получить не удалось): служба раскрыла детали решения после того, как узнала об иске «Аэрофлота».