Строительство трассы Москва - Петербург удлинилось на год

Из-за конфликта вокруг вырубки Химкинского леса правительству пришлось компенсировать потери строителям трассы Москва – Санкт-Петербург. Соглашение с Северо-Западной концессионной компанией будет продлено на год
Д.Гришкин

Концессионное соглашение по участку будущей трассы Москва – Санкт-Петербург Росавтодор и Северо-Западная концессионная компания (СЗКК) подписали в июле 2009 г. на 30 лет. СЗКК должна построить, а потом эксплуатировать этот отрезок дороги (с 15-го по 58-й км). Бюджет проекта – около 70 млрд руб., более 20 млрд из них даст инвестфонд. 50% СЗКК принадлежит французской Vinci, 50% – совладельцам группы «Н-транс» Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову, в декабре 2010 г. стало известно, что долю в СЗКК купил бизнесмен Аркадий Ротенберг, ее размер не раскрывается.

Первый участок трассы М11 планировалось открыть в 2013 г. Но уложиться в срок не удалось: в 2010 г. жители Химок организовали движение «В защиту Химкинского леса», чтобы остановить вырубку просеки. В августе 2010 г. президент Дмитрий Медведев распорядился приостановить работы, пока не будут проанализированы альтернативные варианты прохождения новой дороги. Маршрут в итоге остался прежним, но СЗКК и региональным властям поручили компенсировать экологический ущерб.

С конца августа до середины апреля 2011 г. подготовительные работы не велись, говорит представитель «Автодора» (в 2010 г. заменил Росавтодор в соглашении) Екатерина Варенова. СЗКК на площадку пока не вышла, отмечает ее представитель: подготовительные работы под управлением «Автодора» еще не закончены.

Ранее СЗКК уведомила «Автодор» (копия письма есть у «Ведомостей»), что из-за решения президента она временно не могла исполнять обязанности концессионера и ввод дороги в эксплуатацию придется перенести. Свои потери СЗКК оценила почти в 4 млрд руб. По соглашению концессионер может претендовать на компенсацию потерь или продление соглашения, позволяющего ему получать доходы от эксплуатации дороги. Но речь скорее будет идти лишь о продлении соглашения, рассказывал зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков надеется, что удастся обойтись без штрафных санкций.

Компания готова не штрафовать государство, она предлагала продлить сроки соглашения на четыре года и девять месяцев. Пока решено пролонгировать его на год, следует из распоряжения правительства от 19 августа. Но сейчас СЗКК удовлетворена и этим результатом, говорит ее представитель: предполагалось, что первые земельные участки компания получит в июне 2010 г., а фактически процесс передачи начался с опозданием почти на год. Но окончательно оценивать потери рано, предупреждает он. Через два года после открытия платной трассы к вопросу продления соглашения предполагается вернуться, признает Варенова. Песков не комментирует возможность дальнейшей пролонгации соглашения.

Сроки соглашения – чувствительный вопрос не только для «Автодора» и СЗКК, замечает партнер ФБК Игорь Николаев, ведь предусмотрено и государственное финансирование, и кредитование от госбанков (ВЭБ и Сбербанк предоставят почти 30 млрд руб. – «Ведомости»). Государство вряд ли захочет дополнительно вкладывать в проект, говорит он.