Перебор танкеров

Международный рынок танкерных перевозок перенасыщен, а расценки на фрахт упали ниже операционных расходов. Участники рынка ждут крупных банкротств

В этом году обанкротилось уже несколько небольших компаний – операторов нефтяных танкеров, в том числе Omega Navigation, акции которой торгуются на NASDAQ, и нидерландская Marco Polo Seatrade. Убыток кипрской Ocean Tankers составил в первом полугодии 19,6 млн евро при выручке в 9,77 млн евро; некоторые ее суда арестованы в разных портах по требованию кредиторов.

По крайней мере один крупный оператор может обанкротиться, считают топ-менеджеры компаний сектора. На прошлой неделе агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг General Maritime до Caa3, что на 1 пункт выше дефолтного рейтинга. В конце июля General Maritime объявила об убытке за первое полугодие 2011 г. в размере $36,8 млн, отметив, что выполняет все условия кредитных договоров.

До экономического кризиса, когда в нефтяном секторе наблюдался настоящий бум, компании заказали много новых танкеров, которые сейчас и поступают на существенно охладившийся рынок, провоцируя избыток мощностей и падение расценок на фрахт. Арендовать супертанкер (так называемый VLCC, грузоподъемность – 2 млн баррелей) на маршруте Персидский залив – Дальний Восток можно за $1795 в день. Между тем, как недавно сообщала Frontline, крупнейший по числу кораблей публичный оператор танкеров, себестоимость эксплуатации таких судов составляет $29 800.

Танкеры Frontline сейчас идут медленнее, чтобы экономить топливо, и дольше стоят в портах, прежде чем взять груз на борт, рассказывает гендиректор компании Дженс Мартин Дженсен. С рынка «может исчезнуть более крупный игрок», чем уже обанкротившиеся компании, прогнозирует он.

В наиболее тяжелой ситуации находятся компании, которые вошли в период спада на рынке с большим числом заказов и у которых плохое корпоративное управление, отмечает Мортен Арнтзен, генеральный директор Overseas Shipholding Group. Тяжело будет и тем, у кого большие долги, добавляет Брюс Чен, гендиректор Teekay Tankers: их приток наличности может оказаться недостаточным, чтобы пережить длительный период спада.