Как будет управляться Таможенный союз

Как стало известно «Ведомостям», Россия, Белоруссия и Казахстан создадут специальное «министерство» по Таможенному союзу. Когда они договорятся, Виктор Христенко покинет Минпромторг и станет союзным «министром»
Д.Гришкин

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Сейчас Христенко сдает дела в министерстве и уже несколько месяцев занимается переговорами по подготовке нового договора о комиссии Таможенного союза (ТС), рассказали «Ведомостям» несколько чиновников правительства. Премьер Владимир Путин пообещал премьерам Белоруссии и Казахстана, что Христенко будет заниматься проблемами Таможенного союза и освободит пост министра, рассказывают они. Христенко возглавит коллегию комиссии ТС, говорят они. По сути, Христенко будет «министром» Единого экономического пространства (ЕЭП), говорят чиновники. Сроки ухода Христенко называют разные: пока не будет согласован проект договора, он может оставаться министром.

Кандидатами в преемники Христенко в Минпромторге чиновники называют его замов Андрея Дементьева и Дениса Мантурова, причем фаворит — Дементьев. Один из собеседников «Ведомостей» допускает, что министром может стать кто-то третий. Представитель Кремля от комментариев отказался.

Ребрендинг ТС

«Ведомости» ознакомились с проектом договора о комиссии ТС, над которым работают белорусская, казахстанская и российская сторона. На следующей неделе он будет обсуждаться на заседании комиссии ТС в Алма-Ате, а 18 октября может быть утвержден на межгосударственном совете «Евразэс».

Органы управления Таможенным союзом ждет кардинальная реформа, следует из документа. Если стороны согласуют проект и парламенты его ратифицируют, то нынешняя структура управления — через курирующих вице-премьеров — перестанет действовать.

Белоруссия предложила провести ребрендинг комиссии, переименовав ее в комиссию единого экономического пространства: с началом действия ЕЭП меняются связи внутри союза, таможенные отношения перестают доминировать.

Структура управления будет двухступенчатой: остается совет комиссии — он будет стратегическим органом, коллегия комиссии становится отдельным наднациональным правительством, которое управляет по профессиональному, а не по национальному признаку. Комиссия должна стать постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП, фактически правительством ЕЭП. Решения комиссии будут являться правовыми актами, которые наряду с международными договорами будут составлять договорно-правовую базу ЕЭП.

Совет стратегов

Предполагается, что в совет комиссии войдут вице-премьеры Белоруссии, Казахстана и России (сейчас это от Белоруссии Сергей Румас, от Казахстана — Умирзак Шукеев, от России — Игорь Шувалов). Россия получит в совете 57% голосов, Белоруссия и Казахстан — по 21,5%. У совета комиссии будет право отмены решений коллегии. Любой член совета может инициировать заседание совета, внести предложения в повестку дня. Заседание совета считается правомочным, если на нем присутствуют все его члены.

Председательствовать в совете страны будут поочередно, в течение года в порядке русского алфавита по названию страны. Решения должны приниматься всеми тремя сторонами. Если договориться не получается, спорный вопрос должен быть вынесен на рассмотрение высшего органа ЕЭП: межгосударственный совет «Евразэс» в формате тройки, в который входят президенты или премьеры трех стран. Основная задача этого совета — утверждение стратегических и базовых решений, одобрение проектов международных договоров, рассказывает участник переговоров.

Неснимаемые

Коллегия является постоянным исполнительным органом комиссии. Пока в проекте договора речь идет о 10 членах, которые назначаются по квотам с учетом долевых взносов сторон. Один член коллегии будет председателем, остальные «министрами», некоторые их называют «комиссарами». Получается, что от России в коллегию могут войти шесть «министров», от Белоруссии и Казахстана — по два. Есть и другие варианты, говорят два участника переговоров: 4/2/2 и 3/3/3 — на этой схеме настаивают белорусская и казахская сторона. Они не хотят отдавать России перевес, объясняют они.

Стать «министром» коллегии смогут только опытные люди, они должны иметь стаж работы по профилю не менее семи лет. «Министры» не могут совмещать эту работу с другой работой или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью (иначе — увольнение).

Зато отозвать «министра» нельзя даже стране, представившей его, если он добросовестно исполняет свою работу и не замечен в нарушениях. Это гарантия профессиональной работы, объясняет участник переговоров.

Пост председателя не будет постоянным, раз в четыре года будет происходить ротация.

Персональный состав членов коллегии, включая председателя, утверждает межгоссовет «Евразэс». Кандидатура уже согласована на уровне премьеров и президентов, Христенко сейчас занимается согласованием нового договора, уже ездил по этому вопросу в Белоруссию и Казахстан.

Договоренностей о числе «министров» и даже распределении функций между членами коллегии пока нет, говорят участники переговоров (см. врез).

Если страна — участница ЕЭП не исполняет международный договор и решения комиссии, коллегия уведомляет ее о необходимости устранения нарушения, а если это не будет сделано, то комиссии следует подать в суд «Евразэс».

Заседания коллегии должны проходить не реже раза в неделю. Принимать участие в заседаниях можно только лично, права замены нет.

Финансирование деятельности комиссии формируется за счет долевых взносов сторон пропорционально количеству голосов. По предварительным расчетам, бюджет может составить $50-60 млн.

Членам комиссии будут предоставляться социальные гарантии, как у министров государства, где она будет располагаться. Уже решено, что комиссия будет в Москве, знают участники переговоров, сейчас Россия выбирает место. (Суд «Евразэс» расположен в Минске, Евразийский банк развития — в Алма-Ате.) Если члену коллегии негде будет жить, то комиссия за счет своего бюджета должна будет дать ему служебное жилье в пределах города.

Сырой договор

Одним из членов коллегии, скорее всего, станет Сергей Глазьев, который сейчас работает ответственным секретарем комиссии ТС, говорит источник, близкий к комиссии: «У него нормальные отношения с Христенко, у них уже была пара встреч». По его словам, нынешний секретариат комиссии тоже поддерживает реформу: «Всем понятно, что в ходе реформы комиссия ТС получает больше полномочий и финансовых ресурсов».

Замминистра экономического развития Алексей Лихачев отказался комментировать проект нового договора, но подтвердил, что «переговоры двигаются в этом ключе»: «Это лишь начальный этап, серьезная корректировка будет в Алма-Ате, но окончательная конфигурация, персональный состав и бюджет будут приняты в октябре на межгоссовете «Евразэс».

Представитель белорусского МИДа отказался от комментариев. Сейчас формируется общая позиция белорусской стороны, заявил вчера начальник правового управления государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Адерейко, через месяц подходы будут сформированы (цитата по «Прайм»). Проект договора сырой, далек от заключения соглашений, говорит источник, близкий к белорусской стороне. Он считает, что стороны не успеют его ратифицировать до конца года: «В России же выборы, парламент будет меняться». Проект нового договора о комиссии ТС сейчас изучается, говорит советник министра Казахстана по делам экономической интеграции Фарида Батырбаева, «о конкретных предложениях казахстанской стороны говорить рано».