Новые луны

Фестиваль «Территория» преобразил сочинский Зимний театр в центр современного искусства с помощью выставки, перформанса и актуального композитора Алексея Сысоева, написавшего для фестиваля ораторию
С.Петров/ Территория

Сочинский Зимний театр, огромный старорежимный дворец в стиле ампир (как выразился соучредитель фестиваля «Территория» Роман Должанский, «ад, имеющий репутацию рая»), на один день превратился в центр современного искусства.

Главной частью мероприятия стала поставленная Филиппом Григорьяном музыкально-сценическая композиция на основе сочинений композитора Алексея Сысоева. По заказу фестиваля Сысоев написал трехчастную ораторию «Полнолуние», однако в полном виде, с хором и большим оркестром, она прозвучит не ранее мая 2012 г. В Сочи была показана лишь первая ее часть, завершавшая представление. А открыло его вокальное произведение Сысоева «Над лунами» 2009 г., ставшее для неподготовленной публики, наверно, самым сильным потрясением.

Написанное для женского голоса, большого ансамбля и живой электроники, оно иллюстрирует идеи архитектора-рационалиста Георгия Крутикова и положено на фрагменты текста его дипломного проекта «Летающий город».

Московский ансамбль современной музыки под управлением дирижера Федора Леднева клекотал и стонал. Певица Наталья Пшеничникова, использующая все возможности голоса, сидела в футуристической будке и хрипела-рычала про конструктивизм и архитектуру движущейся формы. Переходом к более тихому и статичному «Полнолунию» служила импровизация японской электронщицы Сачико Эм, сопровождавшей движения японского же танцора буто Такетеру Кудо, вывалившегося на рассыпанные по сцене кучи сухих листьев. Спустя семь минут пощелкиваний и потрескиваний в происходящее незаметно вклинилась виолончель – это уже началось собственно «Полнолуние». Виолончель и кларнет играли выписанные партии, поверх которых импровизировали с помощью живых инструментов ударники Владимир Тарасов и Дмитрий Щелкин и пианист Юрий Фаворин, а с помощью электроники – Сачико Эм и сам Сысоев.

Композиции из произведений Сысоева, показанной в зале, предшествовал масштабный парад современного искусства в фойе. Объекты и инсталляции, заполнившие три этажа Зимнего театра, обживали лестницы и закоулки, соперничая с развешанными по стенам пейзажами. Здесь нашлось место для второй ипостаси Владимира Тарасова – были показаны два его аудиовизуальных объекта, в которых взаимодействие с музыкальными инструментами сопоставляется с водной стихией. Бесшабашная труппа инженерного театра «АХЕ» из Санкт-Петербурга показала фрагменты спектакля «Депо гениальных заблуждений», в которых человеческие движения органично взаимодействовали с видеопроекциями. Пожалуй, это многоярусное внедрение «Территории» на территорию курорта с его традиционными увеселениями стало более значительным событием, чем собственно музыкально-сценическая композиция, поскольку видоизменило не только сцену, но и все пространство вокруг нее.