Главное – он умел продавать

Журналист Уолтер Моссберг был хорошо знаком со Стивом Джобсом. На протяжении последних 14 лет он часто общался с основателем Apple и рассказал о самых ярких моментах этой дружбы
AFP

Apple

IT-компания. Акционеры: почти 100% акций – в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Fidelity Management & Research (5,2%), Vanguard Group (3,83%), State Street Corp. (3,8%). Капитализация – $342,8 млрд. Финансовые показатели (за 9 месяцев финансового года, завершившихся 25 июня 2011 г.): выручка – $79,98 млрд, чистая прибыль – $19,3 млрд.

Apple – это армия

Как минимум с 2004 г., после первых серьезных проблем со здоровьем, Джобс думал о том, как сохранить свой стиль управления и принятия решения в компании после своего ухода. В 2008 г. он основал Университет Apple во главе с деканом Йельской школы менеджмента Джоэлом Подольны. Задачей его стало формализовать опыт управления компанией и создать кейсы для курса МВА для новых топ-менеджеров Apple. Корпоративная культура компании представляет собой жесткую вертикаль. «Apple – это армия, где у каждого своя роль», – говорит бывший сотрудник компании Энди Миллер. WSJ

Стив Джобс делал то, что должен делать гендиректор. Он нанимал и вдохновлял талантливых людей, действовал с прицелом на долгосрочную перспективу, а не гнался за хорошими квартальными показателями или краткосрочным ростом акций. Он настаивал на соблюдении высших стандартов качества и создании вещей, которые нравились бы пользователям, а не промежуточным звеньям между производителем и покупателем вроде IT-директоров корпораций. Как любил повторять Стив, он живет на стыке высоких технологий и гуманитарных наук.

А главное – он умел продавать. Да, он умел продавать.

Телефонные разговоры

Я не был знаком со Стивом, когда он возглавлял Apple в первый раз. В те времена я еще не писал про технологии. И только один-единственный раз я общался с ним, когда он не работал в Apple. Но через несколько дней после возвращения в компанию в 1997 г. Джобс начал названивать мне на домашний номер воскресными вечерами, и так четыре или пять выходных подряд. Как опытный репортер я понимал, что он хочет польстить и таким образом переманить меня на сторону оказавшейся в непростой ситуации компании, продукты которой я когда-то рекомендовал, однако в последнее время стал советовать читателям избегать их.

Эти звонки превращались в 90-минутные дискуссии не под запись, позволившие понять ошеломительный масштаб этого человека. Он то говорил о захватывающих перспективах цифровой революции, то перескакивал на тему, почему текущие продукты от Apple ужасны и как неуместны их цвета, изгибы, углы или иконки. После второго ночного звонка мою жену стало раздражать его вторжение в наши выходные. Но только не меня.

Позднее он звонил, чтобы высказать свое мнение о некоторых моих обзорах, хотя, по правде говоря, я с легким сердцем рекомендовал многие из его творений для средних, не слишком подкованных технически покупателей (может быть, потому, что они и были его целевой аудиторией). Я был готов спорить, что каждый его звонок начнется словами: «Привет, Уолт. Я звоню не для того, чтобы пожаловаться на сегодняшнюю колонку, но у меня есть несколько комментариев, если ты не против».

Оптимист

Мне так и не довелось узнать, как Стив общался со своей командой в трудные для Apple дни 1997 и 1998 гг., когда компания была на грани краха и ему пришлось обратиться за помощью к давнему конкуренту, Мicrosoft. Несомненно, у него были и отталкивающие черты характера. Уверен, что они проявлялись при общении и внутри, и вне компании.

Но во время разговоров со мной он, как правило, излучал оптимизм и уверенность как в Apple, так и в цифровой революции в целом. Даже когда он рассказывал мне о своих битвах с музыкальной индустрией за право продавать цифровые песни или о схватках с конкурентами, он демонстрировал терпение и дальновидность. Возможно, он так поступал только в моем присутствии, помня о том, что я журналист, но это производило впечатление.

Когда во время наших разговоров я пытался критиковать решения звукозаписывающих компаний или телефонных операторов, он удивлял меня своим настойчивым несогласием. Он объяснял, как мир выглядит с их точки зрения, как тяжело им приходится во время цифровой революции и как со временем все придет в норму.

Это качество проявилось, когда Apple открывала свой первый магазин. Дело было в пригороде Вашингтона, рядом с моим домом. Он организовал пресс-тур для журналистов. Он гордился этим магазином, как гордится отец своим первым ребенком. В разговоре с ним я предположил, что таких магазинов, разумеется, будет немного, и спросил, что Apple знает о розничной торговле. Он посмотрел на меня как на сумасшедшего, сказал, что будет много, очень много магазинов и что компания потратила год на разработку концепции первой торговой точки, тщательно скрывая ее от конкурентов. Я попытался поддразнить его, спросив, неужели он лично, несмотря на большую занятость на посту генерального директора, следил за мельчайшими деталями, принимая решения о том, насколько прозрачны должны быть стекла и в какой цвет красить торговую стойку. Джобс ответил, что, конечно же, следил.

Шоумен

Время от времени он приглашал меня посмотреть последние крупные новинки до того, как представить их миру. Возможно, то же он проделывал с другими журналистами. Мы встречались в гигантском зале заседаний совета директоров, где могли присутствовать еще несколько его помощников. Он всегда настаивал на том, чтобы перед презентацией, даже если она проходила во время личной встречи, новинку прятали под покрывало, которое он потом срывал. В этот момент он был очень похож на шоумена, его глаза блестели, а в голосе чувствовалась страсть. После этого мы часто садились и долго спорили о настоящем и будущем, обсуждали последние рыночные слухи.

Я до сих пор помню день, когда он показал мне первый iPod. Я был удивлен, что компьютерная компания будет размениваться на музыкальные плейеры, но он объяснил, что рассматривает Apple как производителя цифровых продуктов, а не компьютерную компанию. Мы встречались, когда на рынок выводили iPhone, музыкальный магазин iTunes и позднее – iPad, который он показывал мне уже у себя дома, поскольку был слишком болен, чтобы приехать в офис.

На нашей пятой конференции All Things Digital Джобс и его давний конкурент Билл Гейтс удивили всех желанием появиться вместе, чтобы дать на одной из площадок конференции свое первое совместное интервью. Правда, оно чуть не сорвалось в последний момент. Днем ранее, еще до прибытия Гейтса на конференцию, я брал интервью у Джобса. В частности, я спросил, каково ему было стать главным разработчиком программ для Windows после того, как iTunes установили сотни миллионов пользователей компьютеров с ОС Microsoft. Он посмеялся: «Как будто даешь стакан холодной воды кому-нибудь в аду». Когда Гейтс приехал и ему сообщили об этой шутке, он пришел в ярость. На встрече перед интервью Гейтс сказал Джобсу: «Надо полагать, что я представитель ада». В ответ Джобс лишь протянул Гейтсу бутылку холодной воды. Напряжение было снято, а интервью прошло триумфально, оба проявили себя как умудренные опытом мужи. Когда все закончилось, люди в зале устроили овацию, кое-кто даже плакал.

Прогулка

После пересадки печени, когда Стив поправлялся у себя дома в Пало-Альто, он пригласил меня составить ему компанию. Визит растянулся на три часа и плавно перетек в совместную прогулку до соседнего парка, до которого он хотел во что бы то ни стало дойти, несмотря на мое беспокойство по поводу его болезненного вида. Он объяснил, что гуляет каждый день и что каждый день устанавливает для себя более отдаленную цель и что сегодня его цель – соседний парк. Мы шли и разговаривали, когда он неожиданно остановился, ему явно было плохо. Я предложил вернуться домой, дав понять, что не умею делать сердечно-легочную реанимацию и живо себе представляю заголовки завтрашних газет, которые обязательно напишут «Беспомощный репортер позволил Стиву Джобсу умереть на прогулке». Он рассмеялся, но возвращаться отказался, а после небольшого отдыха мы продолжили прогулку в сторону парка. Там мы присели на лавочку, разговаривая о жизни, о наших семьях, о наших болезнях (у меня несколько лет назад был сердечный приступ). Он учил меня, как оставаться здоровым, а потом мы пошли назад.

Стив Джобс тогда не умер, к моему большому облегчению. Но сейчас, когда он скончался на самом деле, я понимаю, что это огромная потеря для мира.