Шоу Saltimbanco: бродячие артисты Цирка дю Солей выступают в Лужниках

В Москве начались гастроли знаменитого Цирка дю Солей. Шоу Saltimbanco – фантазия на тему большого города
Cirque du Soleil Inc.

В переводе с итальянского saltimbanco – бродячий акробат. Шоу с этим названием было придумано 20 лет назад для Большого шапито – переносного шатра, который канадский Cirque du Soleil возил по всему миру. Теперь его возобновили для спортивных арен.

Акробатами постановщик Франко Драгоне населил большой город. Эффектная стилистика шоу – по замыслу авторов «поэзия мегаполиса, устремленного ввысь» – возникает на границе мюзикла, цирка и стрит-арта.

Перед началом шоу огромное синее существо с хвостом дергает один из канатов, свисающих с круглой металлической конструкции над ареной, и раздается последний звонок. Объявления о спонсорах, фотовспышках и мобильных телефонах дают клоуны, разучившие несколько шуток на русском языке. В остальных клоунских репризах используется выдуманный циркиш – забавная белиберда, позволяющая по жестам и интонациям догадаться о содержании диалогов.

Мир большого города разделен на высокое и низкое – в прямом вертикальном смысле.

Наверху обитают воздушные гимнасты и эквилибристы. Установка под названием «Русские качели» делает их прыгучими, как кузнечики, подбрасывая на 12 м, – это один из самых сложных аттракционов шоу. Другой коронный номер исполняется на 24-метровых китайских шестах: на них одновременно могут висеть несколько акробатов, образуя телами прихотливые фигуры и заставляя зрителей гадать о точках опоры. Есть также трапеция с летающими девушками-близнецами и многометровые резинки для банджи-джампинга, с помощью которых четверо атлетов с балетным изяществом выстраивают на огромной высоте симметричные фигуры под арию Il Sogno di Volare – самый яркий трек со звуковой дорожки популярного композитора Рене Дюпере, сочинившего для шоу номера в диапазоне от фанка до опереточных стандартов. Цирк дю Солей уважает публику, поэтому музыка в Saltimbanco исполняется вживую.

Внизу город кишит клоунами. Из них складывается красочный образ толпы и городских сумасшедших. На арене куролесят две массовки «гусениц», ассистирующих акробатам и атлетам, и исполнители сольных номеров, у каждого из которых есть не только фирменный трюк, но и характер, подробно описанный в программке. Например, синее хвостатое существо зовут Соней – и он действительно то и дело засыпает, грустно ложась на арену среди пестрой карнавальной толпы.

Очарование Saltimbanco – в легкой ностальгии по юности массовой культуры, когда кока-колу разливали в стеклянные бутылки, а развлечения еще были не индустрией, а ремеслом. Парадокс в том, что именно Цирк дю Солей превратил искусство бродячих артистов в коммерческое предприятие с отлаженными механизмами маркетинга. С другой стороны, искусство маркетинга в случае Цирка дю Солей состоит в том, чтобы профессионалы вызывали в памяти ностальгические образы уличных акробатов, а зрители, заплатившие в среднем по $200 за билет, с удовольствием представляли себя наивной площадной толпой.