"Резня" Романа Полански – высший пилотаж ядовитости

Роман Полански снял фильм «Резня» по известной пьесе Ясмины Резы, чтобы, как когда-то Рената Литвинова, поставить этой планете ноль
outnow.ch

Вследствие устного спора Закари Коуэн одиннадцати лет, вооруженный палкой...» – печатает объяснительную записку мать неудачливого оппонента Закари, против которого и пошла в ход палка. Один мальчик выбил другому два зуба (родители потерпевшего особенно акцентируют внимание на убитом нерве), но все, как говорится, интеллигентные люди, поэтому родители агрессора, юрист Алан (Кристоф Вальц) и труженица Уолл-стрит Нэнси (Кейт Уинслет), пришли мириться к проживающим в Бруклине родителям жертвы, Майклу «золотые руки» (Джон С. Райли) и искусствоведше Пенелопе (Джоди Фостер).

История с зубом – не уотергейт, разрешается легко и быстро: зуб очень жаль, но у ребенка их осталось еще несколько, мальчишки в парке часто дерутся, как у вас тут мило, кофе в другой раз непременно, всего хорошего. Но пока, источая фальшивые улыбки и любезности, герои прощаются у лифта, у всех четверых возникает острая необходимость вернуться в квартиру, чтобы все-таки выпить кофе с пирогом, обсудить выброшенного на улицу хомяка, голодающих африканских детей, а также некоторых аморальных юристов, лицемерных искусствоведов, кривляющихся финансисток и бесчувственных мастеров на все руки.

Роман Полански, которого грехи не пускают в Америку, снял клаустрофобическое кино про четырех омерзительных ньюйоркцев, не выезжая из Парижа. Как и полагается карикатурным жителям Нью-Йорка, герои «Резни» много разговаривают (много – это едва ли не больше, чем в фильмах Вуди Аллена), причем удушающий эффект этих разговоров усиливает тот факт, что персонажи почти все время находятся в одной комнате. Алан постоянно бубнит в мобильный телефон, защищает злодейскую фармацевтическую компанию и всех презирает. Его жена Нэнси много выпендривается, врет и сводит бровки. Майкл – бруклинский вариант Саввы Игнатьевича из «Покровских ворот» – хладнокровно выставил беззащитного хомяка на улицу. Пенелопа – лицемерка и гнусная ханжа, прикрывающаяся склонностью к благотворительности и художнику Кокошке. В общем, чума на оба ваши дома.

Популярная пьеса Ясмины Резы «Бог резни», по которой Полански и поставил фильм, не самая гуманистическая вещь в мировой литературе. Но интерпретация Поланского – просто высший пилотаж ядовитости. С самозабвением и страстью он прикладывает либерализм и буржуазность, мещанство и деланную духовность, семейные ценности и феминистские порывы, любовь к искусству и сострадание к хомякам. В лучшей – и наиболее, кажется, личной для режиссера – сцене Кейт Уинслет, которой впору уже играть Федру, эпически тошнит яблочным пирогом на альбом художника Кокошки. И это не просто, прости господи, выплеск. Это демарш, высказывание, акт гражданского неповиновения, ода свободе и краткое резюме взглядов великого режиссера на жизнь. А едкая, смешная, виртуозно поставленная и разыгранная «Резня» – настоящая библия мизантропа. И в этом ее победительное обаяние: режиссер уже не в том возрасте, чтобы стесняться, что его все бесят.

В прокате с 8 декабря