Антони Мунтадас предупреждает: "Внимание: восприятие требует соучастия"

«Внимание: Восприятие требует соучастия» – с названием выставки Антони Мунтадаса не поспоришь. Но социально озабоченное актуальное искусство быстро устаревает, да и смотреть его скучно
ГЦСИ

Заслуги испанца Антони Мунтадаса в современном искусстве очевидны, он работает, как велят европейские интеллектуалы левых взглядов, по велению совести, с гражданской позицией. Почти 40 лет художник занимается исследованием и документированием обыденности, выводит на чистую воду массовые медиа и одним из первых начинает использовать новые технологии в благородных целях.

Один из проектов ретроспективной части выставки Мунтадаса в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) называется thefileroom.org, по адресу сайта, посвященного цензуре. Придуманный художником интернет-проект работает уже 15 лет (сейчас его поддерживает общественная организация) и до сих пор принимает сообщения о случаях ущемления прав граждан мира на различные свободы. Очевидно, задумывался он с самыми лучшими намерениями, но на сегодняшний взгляд затея безнадежно бессмысленна – знание фактов нарушения не отменяет самих нарушений. Новые технологии в искусстве устаревают быстрее традиционных, на выставке хочется отдохнуть от повседневности, без интернета.

Обветшалой, потому что лобовой, агиткой смотрится видеотриптих, на крайних частях которого показывают аплодирующих на стадионе людей, а в центре демонстрируют кадры из криминальной и военной хроники.

Интереснее работы Мунтадаса, посвященные не меняющимся социальным проблемам, а наблюдениям над жизнью без разоблачительных целей.

Очаровательна, хотя и проста до банальности работа «О переводе: на обозрение». Это видео стоящих у прозрачной стены (очевидно, аэропорта) людей, чего-то спокойно ожидающих, никуда не торопящихся. Неспешащему зрителю можно впасть в их созерцание, как в неглубокую медитацию, так же расслаблено и бесцельно наблюдая расслабленных и бесцельных, как и в аэропорту, в счастливые минуты абсолютного покоя между регистрацией и посадкой.

Частному случаю ожидания – в очередях – посвящен проект Мунтадаса «В переводе. В ожидании: Москва», созданный специально к выставке в ГЦСИ. Фотографии московских очередей, сделанные этим летом, программно безыскусны: без художественных эффектов, ракурсов и композиций, без забавных лиц и ситуаций – художник ничем не радует и не заинтересовывает зрителя (в отличие от фоторепортера или любителя), ведь спецэффекты портят документацию, мешают анализу, а тут очереди как они есть – к трапу самолета, в ночной клуб, на прогулочный теплоход, в планетарий в воскресный день, на эскалатор в метро, к Мавзолею Ленина, как же без этого.

Снимки лишены не только красот и сюжета, но и драматизма: стоят люди и стоят – как везде в мире (фотографируя ожидающих в разных странах, Мунтадас, по его словам, исследует современные городские ритуалы). В качестве эмоционального удара в проекте выступают фотографии из архива «РИА Новости»: Москва конца 80-х с очередями в «Макдоналдс», за табаком, вином, в американское посольство и Мавзолей Ленина.

Эти старые фотографии много раз воспроизводились в журналах, показывались на выставках, но не устают удивлять и тех, кто в таких очередях стоял (не считая Мавзолея, разумеется). Реальность того времени кажется невероятной, и позднесоветские архивные кадры вчистую выигрывают у всех сочинений уважаемого испанского художника: они не требуют соучастия – они его вызывают.