Тестовый формат

Петербургские банки начали развивать новый для себя формат – микроофисы. Их привлекают мобильность и низкая стоимость таких точек

Северо-Западная дирекция банка «Хоум кредит» (БХК) намерена в 2012 г. удвоить число так называемых «быстрофисов» площадью до 5 кв. м в торговых центрах и других оживленных местах, их число вырастет примерно до 140, рассказал ее директор Алексей Дроботай. У Альфа-банка в Петербурге работают три мини-офиса, один из них площадью 30 кв. м – в ТК «Континент», передала через пресс-службу Юлия Додичева, территориальный руководитель по развитию розничного бизнеса петербургского филиала. По ее словам, в нем занято пять сотрудников. На первую половину 2012 г. агрессивных планов по развитию этого направления нет, однако банк рассматривает ряд предложений по аренде от торговых центров и крупных ритейлеров, добавляет она. «ВТБ 24» намерен в 2012 г. открыть в городе два первых отделения мини-формата (от 10 до 40 кв. м) на два рабочих места каждое, цитирует пресс-служба управляющего петербургским филиалом Михаила Иоффе. Планы по открытию первых «офис-лайт» площадью от 50 до 100 кв. м в Петербурге есть и у «ОТП банка», сообщил его представитель, не называя количества точек.

У БХК в Петербурге 35 «быстрофисов», новые будут открываться в том числе и в регионах, которые станут локомотивом роста в следующем году, рассказал Дроботай. По его словам, банк считает целесообразным открывать их в населенных пунктах, где проживает от 25 000 до 40 000 человек. «В маленьких городах клиенты более добросовестные и не допускают просрочек по платежам», – уверяет он, добавляя, что спрос на кредиты там высокий. Инвестиции в открытие одного офиса – около 50 000 руб., они окупаются примерно за месяц, отмечает банкир. Иоффе сообщил, что «ВТБ 24» собирается открывать отделения на территории крупных корпоративных клиентов для удобства их сотрудников. Также мини-офисы незаменимы при развитии бизнеса в городах Ленобласти, добавляет он. Додичева подчеркивает высокую мобильность мини-офисов и небольшие расходы на них. Такой офис незаменим как временное решение – найти партнера для его открытия намного проще, чем подобрать и отремонтировать помещение для полноформатного офиса, говорит она.

Микроофисы нужны для банков, активно развивающих розницу, в основном экспресс-кредитование и кредитные карты, говорит Игорь Кирилловых, предправления Балтинвестбанка. Старший вице-президент «Глобэкса» Юрий Красковский оценивает открытие обычного операционно-кассового офиса в 10–15 млн руб. Аренда мелкой нарезки может стоить 2000–4000 руб. за 1 кв. м в месяц, оценивает Сергей Федоров, замдиректора Jones Lang LaSalle в Петербурге. Помещений площадью 5–10 кв. м в стрит-ритейле практически нет, их можно найти в ТЦ, закассовых зонах гипермаркетов, наземных вестибюлях метро, отмечает он.

По словам Кирилловых, Балтинвестбанк не намерен развивать кэшевые продукты, поэтому не заинтересован в открытии таких офисов. Качество персонала, узкая линейка продуктов и низкий уровень сервиса в микроофисах могут дискредитировать универсальные банки, считает Федоров.