Ради чего россияне готовы пожертвовать премией

Многие российские сотрудники охотно отказались бы от бонусов при условии некоторого увеличения фиксированной зарплаты, утверждают эксперты. Но работодатели сейчас увеличивать зарплатный фонд не готовы

За год значительно выросло число сотрудников, регулярно получавших премии, – с 45% в 2010 г. до 54% в нынешнем, утверждают специалисты рекрутинговой компании Kelly Services, опросившие в начале декабря 1920 работников 19 индустрий из девяти городов-миллионников России. Еще 17% респондентов также получали премиальные, но отметили, что происходило это в течение года нерегулярно. Только 30% опрошенных заявили, что в течение года бонусные программы в их компаниях не работали, а 69% работающих россиян надеются, что получат бонус по итогам завершающегося года.

Из тех сотрудников, кто не рассчитывает на годовую премию, большинство сетует на отсутствие положительных финансовых результатов в их компании – 19%. 7% опрошенных предвидят отсутствие бонуса по причине плохих командных результатов, только 5% признаются в отсутствии личных достижений.

У 39% участников исследования бонусы являются составной частью ежемесячного дохода. 23% респондентов премируют по итогам квартала, а 20% – по итогам всего года. 10% респондентов отметили, что выплата премий происходит спонтанно – решение принимает начальство, а еще 8% заявили, что система премиальных формально в компании есть, а выплат не было и не предвидится.

Менее половины респондентов (44%) выразили удовлетворение системой премирования, принятой в их компании. Из общего числа недовольных 20% указывают на то, что не понимают принципы начисления бонусов, 17% полагают, что бонусная программа в их компании несправедлива, а 19% жалуются на ее сложность и запутанность.

Для большинства сотрудников бонус не является привлекательной возможностью получить дополнительный доход – почти две трети опрошенных (61%) заявили, что согласились бы на потенциальное уменьшение совокупного дохода, отказавшись от бонусов, при условии некоторого увеличения фиксированной заработной платы.

Судя по опросу, за минувший год существенно изменилось соотношение критериев, на основе которых компании выплачивают бонусы сотрудникам. Если в 2010 г. от личной результативной работы зависело дополнительное вознаграждение у 38% , то в уходящем демонстрировать результаты ради бонуса должен был практически каждый второй (48%).

По итогам бизнес-деятель­ности компании в целом получают бонусы 24%, еще 23% – по результатам работы подразделения. У 5% существуют разовые выплаты по завершении проектной работы. Сами сотрудники наиболее эффективным видом премирования по-прежнему считают комбинированный – за личные достижения плюс результаты команды – 60%. 30% настаивают на том, что максимально мотивирует на работу только поощрение за высокие личные результаты. Лишь 7% готовы получать бонусы, ориентируясь на достижения в работе подразделения, и всего 3% – исходя из успешности бизнеса всей компании.

До 2008 г. в российских компаниях были популярны как фиксированные, так и не фиксированные премии, вспоминает Наталья Данина, директор по консалтингу в сфере управления человеческим капиталом Adecco Group Russia. Теперь же практически все компании, во-первых, привязывают размер премиальных выплат к результатам работы сотрудника, а во-вторых, не гарантируют выплату премиальных.

Ведущий экономист ЦМАКП Игорь Поляков считает, что в ближайшие месяцы работодатели не станут рисковать, увеличивая зарплатный фонд на своих предприятиях. Они предпочтут поощрять сотрудников, увеличивая им суммы премиальных вознаграждений (как проектных, так и годовых). О реальном повышении окладов можно будет говорить лишь в конце первого – начале второго квартала следующего года, когда станет ясна экономическая ситуация в Европе и на мировых рынках в целом.