Рынки капитала: Применять корректно

Последние годы стали важным этапом в развитии российской системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В июле 2010 г. принят Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этим законом введено требование публикации всеми кредитными и страховыми организациями, а также иными организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО.

В феврале 2011 г. правительство определило порядок признания МСФО для применения на территории страны. Этот порядок предусматривает экспертизу применимости МСФО, проводимой бизнесом и профессией, и последующий административный акт придания МСФО силы нормативного документа. При этом процедура признания МСФО не имеет цели корректировать, адаптировать либо еще каким-то образом «русифицировать» стандарты совета по МСФО. В конце ноября Минфин официально ввел МСФО в действие в России.

Признание МСФО обеспечивает составление общественно значимыми организациями консолидированной финансовой отчетности непосредственно по МСФО. В результате такие организации становятся информационно прозрачными для деловых контрагентов и общества в целом. Это, в свою очередь, существенно снижает неопределенность и риски взаимодействия с организацией, а следовательно, делает ее конкурентоспособной в борьбе за дополнительные финансовые ресурсы и более инвестиционно привлекательной. Кроме того, публикация финансовой отчетности по МСФО является важным элементом качественного корпоративного управления.

За последнее время проделана значительная работа по созданию условий для активного применения МСФО в российской практике. Развернута подготовка специалистов, способных составлять отчетность по МСФО и использовать такую отчетность, обучены отдельные категории государственных служащих, в чьи функции входит работа с этой отчетностью, издается многочисленная методическая и образовательная литература, ведется сертификация специалистов по МСФО, организована консультационная работа.

Однако по-прежнему одной из ключевых проблем применения МСФО в России, как и в других странах, остается нехватка квалифицированных специалистов, способных составлять отчетность по МСФО, проводить ее аудит, а также понимать и использовать такую отчетность. Решить эту проблему призваны меры, предусмотренные в принятом недавно Минфином России плане развития бухгалтерского учета и отчетности в 2012–2015 гг.

Другая проблема МСФО – обеспечение корректного и последовательного применения стандартов российскими организациями. Основная роль в решении этой проблемы отводится независимому аудиту и государственному надзору за данной отчетностью. Именно аудитор призван, с одной стороны, помочь организации научиться работать с МСФО и, с другой стороны, проконтролировать соблюдение ею всех требований международных стандартов. С тем чтобы аудитор смог выполнить данную задачу, введена специальная подготовка по МСФО и предусмотрена сдача аудиторами, желающими оказывать услуги в области МСФО, дополнительного экзамена.

Введение МСФО в правовое поле России придаст новый импульс дальнейшему сближению с ними российских правил бухгалтерского учета. Названный выше план Минфина России предусматривает некоторую корректировку политики в отношении национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Сегодня речь идет не только о применении МСФО в качестве основы разработки российских правил, но и о возможности непосредственного применения определенных международных стандартов для составления отчетности юридического лица. По ряду вопросов бухгалтерского учета нецелесообразно принимать национальные стандарты. Регулирующим органам вместе с деловым и профессиональным сообществом предстоит определить круг таких вопросов и принять решение об использовании соответствующих международных стандартов по этим вопросам. В их число могут войти, например, обесценение активов, объединение бизнеса, инвестиционная недвижимость, отложенные налоги, выплаты, основанные на акциях, отчетность в условиях гиперинфляции.

Что касается основополагающих для большинства организаций вопросов, то национальные стандарты, регулирующие их, должны быть приведены в соответствие с МСФО. Среди таких вопросов учет основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, доходов, расходов, финансовых вложений. В результате описанных изменений будут гармонизированы правила составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности.