Телезрители уходят в интернет

Провайдеры отмечают рост подключений на рынке цифрового кабельного телевидения и IP-TV. В продвижение этих услуг они инвестировали несколько миллионов рублей

Ежемесячно «Ростелеком» подключает к IP-TV до 6000 абонентов, в два-три раза больше, чем в прошлом году, сообщил представитель Северо-Западного филиала оператора. На начало 2010 г. у оператора на Северо-Западе было около 17 000 абонентов, год назад – 31 000, сейчас – 62 000. В Петербурге у «Ростелекома» около 30 000 подписчиков услуги, это 8% от абонентов ШПД. Число абонентов платных пакетов телеканалов ежемесячно увеличивается на 12–15%, утверждает представитель InterZet Мария Дегтерева. «Эр-телеком», который работает в Петербурге с декабря 2010 г., подключил уже около 60 000 абонентов цифрового кабельного ТВ, говорит его гендиректор Андрей Семериков. По его словам, к цифровому ТВ подключаются практически все абоненты, которые покупают ШПД. Директор петербургского филиала «Вымпелкома» Сергей Савчук также отметил «бум продаж IP-TV». Последние месяцы – рекордные по подключениям как к интернету, так и к «Билайн-ТВ», говорил Савчук «Ведомостям» в ноябре. По его словам, уровень проникновения IP-TV составляет 15% базы ШПД. По прогнозу гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, рынок платного ТВ в этом году вырастет на 20%, вдвое больше, чем в 2010 г. В Петербурге, по его оценке, около 300 000 абонентов платного несоциального ТВ, из которых более 60 000 пользуются IP-TV.

Петербургские операторы («Билайн», ТКТ, «Эр-телеком» и др.) инвестировали миллионы рублей в рекламу этого продукта, большинство провайдеров проводили маркетинговые акции – бесплатное подключение и просмотр в течение нескольких месяцев, это подтолкнуло рынок, считает менеджер одного из операторов.

По данным TNS Media Intelligence, в январе – октябре 2011 г. в Петербурге активно рекламировались ТКТ («Твое ТВ»; 260 поверхностей в наружной рекламе и 434 мин на ТВ) и «Эр-телеком» (131 поверхность), а также спутниковые операторы. По словам руководителя петербургского офиса «Эспар-аналитик» Веры Дементьевой, стоимость рекламного щита сити-формата – 8000–9000 руб., 3 × 6 м – 20 000–25 000 руб. в месяц, крупного формата – от 100 000 руб. Кампания ТКТ на ТВ может стоить до 10 млн руб., говорит сотрудник одного из рекламных агентств.

Савчук считает, что продвижение IP-TV требует особого внимания. Часто интернет допродается к телевидению, которое раньше выступало как отдельная услуга, отмечает он. Количество абонентов услуги IP-TV увеличивается прямо пропорционально объему новых подключений, говорит Дегтерева.

В «Вестколле», по словам директора департамента домашних сетей «Вестколла» Александра Нижегородцева, не отмечают глобального всплеска подключений цифрового ТВ, этой услугой пользуется 10–15% домашних абонентов «Вестколла». Большинство людей пока удовлетворены качеством социального телевидения, отмечает он.

Операторам приходится стимулировать спрос – например, сдавать приставки в аренду, растворяя ее стоимость в ежемесячной плате за пользование сервисом, или проводить маркетинговые акции, связанные со снижением стоимости подключения, говорит представитель «Ростелекома». InterZet предоставляет возможность бесплатного просмотра эфирных телеканалов, ее использует около 40% активных абонентов, говорит Дегтерева. Операторы снизили стоимость подключения (с учетом оборудования) с 3000–7000 руб. в 2009 г. до 0–200 руб. в 2011 г., отмечает Кусков. Снижение стоимости услуги для абонента уменьшает доход оператора, но позволяет набрать базу и занять долю на рынке, считает сотрудник одного из провайдеров.