«Высоцкий» показал кассу

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» уже собрал в прокате почти $27 млн. После кризиса такой результат отечественный фильм показывает впервые

По оценке журнала «Кинобизнес сегодня», с учетом последних выходных история о Высоцком производства «Дирекции кино» и «Первого канала» собрала в прокате $26,8 млн (данные по России и СНГ без учета Украины). Это четвертый результат по сборам среди отечественных картин за всю историю проката после «Иронии судьбы. Продолжение», «Адмирала» и «Самого лучшего фильма» (см. таблицу). Но все эти картины вышли в прокат еще до кризиса. Сборы российских картин снижались вместе с общей долей отечественного кино в прокате (упала с 2008 г. почти втрое до менее 10%). Так, в этом году российский лидер по кассе – комедия Тимура Бекмамбетова «Елки» собрала $22,8 млн. Этот же фильм, по словам главы государственного кинофонда Сергея Толстикова, оказался в 2011 г. единственным среди российских картин, который окупился в прокате.

«Высоцкий» в отличие от тех же «Елок», «Иронии» и «Адмирала» в прокате не окупился. У фильма довольно высокий бюджет: $12 млн на производство и $5 млн на продвижение. Проект получит прибыль за счет зарубежного проката и продажи телевизионных прав (на «Первом» выйдет сериал на основе картины), рассчитывает гендиректор «Дирекции кино» Анатолий Максимов. Около трети бюджета картины обеспечил государственный кинофонд.

«Высоцкий» доказал две вещи: формула кино как истории и формула кино как массового аттракциона могут успешно сосуществовать в одном фильме, – говорит Толстиков, – и русское кино при приложении определенных усилий по продвижению и таланта может быть очень популярным».

Максимов согласен, что картина обязана высокими сборами в том числе сильному продвижению на «Первом»: «Но прежде всего важно, что огромная аудитория приняла этот фильм». Поддержка «Первого канала» помогла не только «Высоцкому», но и другим популярным в прокате фильмам – «Иронии» и «Адмиралу». С другой стороны, фильм «Край», также поддержанный Константином Эрнстом, собрал в прошлом году только $5,1 млн. И конечно, много значило имя главного героя, говорит гендиректор продюсерской компании СТВ Сергей Сельянов.

«Высоцкий» – один из первых кинопроектов, созданных и вышедших в прокат при новой системе госфинансирования кино, указывает Сельянов. Если прежде Министерство культуры безвозмездно выделяло деньги на сотни фильмов (до $1 млн на одну картину), то с прошлого года госсредства на возвратной основе получают через кинофонд только несколько крупнейших продюсерских компаний, в том числе «Дирекция кино». Такая консолидация средств позволит резко увеличить долю отечественных картин уже в этом кинопрокатном году (начался 1 декабря), когда на экраны выйдет свыше десяти больших кинопроектов, рассчитывают руководители этих крупнейших компаний.