Нефть против атома


Вчера МИД России и госдеп США призвали Иран вернуться к переговорам по ядерной программе в формате «шестерки». На заявления их спровоцировало сообщение властей Ирана о запуске обогащающего уран комплекса в городе Кум. Российская сторона отметила, что Иран в соответствии с обязательствами перед МАГАТЭ уведомил агентство о начале работ. Однако в заявлении госсекретаря США Хиллари Клинтон отмечается, что это было сделано спустя три года после сооружения комплекса. Клинтон указала, что Иран не уважает свои обязательства, а растущая изоляция страны обусловлена внутренними процессами.

Кризис вокруг иранской ядерной программы обострился в ноябре после выхода отчета МАГАТЭ, где впервые было указано на ее военную составляющую. Министры иностранных дел ЕС 23 января намерены договориться о введении нефтяного эмбарго в отношении Ирана, а министр финансов США Тимоти Гайтнер развернул кампанию по агитации Китая, Японии и Южной Кореи за снижение зависимости от иранской нефти. Однако вчера представители МИД Японии и Китая официально отказались увязать ядерное досье с нефтяными поставками.

Иранские власти в конце года заявили, что заблокируют Ормузский пролив в случае введения эмбарго со стороны ЕС (через него транспортируется треть экспорта нефти из стран Персидского залива). Министр обороны США Леон Панетта в ответ заявил о готовности пойти на любые меры вплоть до военных для недопущения этого. А ВМС США вчера направили в Аравийское море третий авианосец. Усиление военного присутствия США в районе нужно для защиты свободной торговли, говорится в заявлении командующего группировкой контр-адмирала Томаса Шеннона.

По мнению Владимира Сажина из Института востоковедения РАН, ЕС примет решение об эмбарго, но на его введение может уйти до полугода. После этого последует реакция властей Ирана, но они вряд ли пойдут на блокаду пролива, которая неминуемо спровоцирует военный ответ, противостоять которому Иран сможет максимум месяц, говорит Сажин. Действия США поддержат союзники, в том числе Великобритания, а если вместе с ударами по иранским ВМС начнется военная операция против ядерных объектов Ирана, поддержку может оказать и Израиль, не исключает эксперт.

Представитель британского исследовательского института Chatham House Роберт Далтон указывает на недостаточность финансовых и военных средств для участия Великобритании в кампании. Израиль ранее говорил, что готов подождать с военным решением до очередного усиления санкций. Война против Ирана обернется региональной катастрофой, спровоцирует рост цен на нефть и волну терроризма, поэтому невыгодна всем вероятным участникам, отмечает Сажин, но нагнетание обстановки выгодно как США, так и Ирану, где идут предвыборные кампании: в Иране – парламентская, в США – президентская.