Восхитительные возможности

Для обладателей диплома школы бизнеса хорошие новости – ситуация с трудоустройством выпускников улучшается. Но с учетом европейского кризиса учиться и работать в Европе в последнее время менее выгодно, чем в США

Как считали рэнкинг FT

Рэнкинг составляется на основании данных, полученных от бизнес-школ и выпускников, закончивших школу три года назад. Всего в составлении рэнкинга принимаются во внимание 20 критериев, из них данные по семи собираются три года подряд. Полученным данным присвоен различный вес: 20% рост зарплаты – разница в размерах зарплаты до поступления в школу и через три года после ее окончания 3% окупаемость расходов – рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать 3% карьерный рост – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года 3% достижение целей – насколько удалось слушателю достичь целей, которые он ставил перед собой накануне обучения 2% успешное трудоустройство – рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу через школу 2% трудоустройство в первые три месяца после окончания программы 2% рекомендуемое место в рейтинге – выпускники называют три школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу 2% доля женщин-преподавателей 2% доля женщин-студентов 1% доля женщин в руководстве 4% доля иностранных преподавателей 4% доля иностранных студентов 2% доля иностранцев в руководстве 2% международный опыт – уровень международных контактов студентов во время обучения 2% количество требуемых иностранных языков 5% процент преподавателей с докторской степенью 5% рэнкинг докторских степеней FT – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года 10% позиция по научным исследованиям – рассчитывается по числу публикаций в 40 специализированных журналах

Впервые Stanford Graduate School of Business (GSB) возглавила рэнкинг Financial Times, хотя ранее находилась в пятерке лучших. Ее выпускников выгодно отличает от остальных гораздо более высокая зарплата, которую они получают через три года после окончания школы: согласно данным выпускников 2008 г., их средняя зарплата составляет $192 179 в год против $178 249 у обладателей диплома MBA Harvard и $172 353 – Wharton. Высокая зарплата выпускников Stanford GSB бьет все рекорды не впервые: эта школа становилась лидером по зарплатам своих выпускников восемь (!) раз в истории рэнкинга FT.

Высокий уровень доходов коррелирует с уровнем профессионализма выпускников: в соответствии с оценкой карьерных достижений, которая измеряет изменения в должностях выпускников до обучения и после него, выпускники Stanford GSB совершают значительный рывок вверх, третий по величине (более быстрый профессиональный рост показывают только слушатели Indian Institute of Management, Ahmedabad, и Ipade из Мексики). Для сравнения: выпускники Harvard Business School по этому параметру занимают лишь 13-е место, а выпускники Wharton поднялись лишь на 36-ю строчку. Однако карьерные успехи выпускников Stanford GSB нельзя назвать неожиданными: они занимают 4-е место по успешности достижения своих целей (Harvard – 24-е, Wharton – 31-е).

Как говорит Дэвид Хангбо, выпускник Stanford GSB 2008 г., получение диплома MBA оказало на него и его карьеру ошеломляющее влияние: «Stanford перевернула всю мою жизнь и превзошла все мои ожидания. Полученный здесь опыт и те восхитительные возможности, которые у меня появились после окончания школы, было просто невозможно представить, равно как и невозможно было всего этого достичь без Stanford». Пришедший в школу из армии, после ее окончания Хангбо был приглашен на работу в Boston Consulting Group, где сейчас и работает над корпоративной стратегией медиагруппы NBC Universal из Лос-Анджелеса.

Новые тенденции

Восхождение Stanford GSB на вершину рэнкинга за счет снижения позиции London Business School до 4-го места (занимала 1-е место в 2010 и 2011 гг.) демонстрирует новые тренды на рынке.

В целом бизнес-школы США (большинство – 53 – из 100 представленных в рэнкинге) занимают более высокие позиции, чем их европейские коллеги (которые составляют лишь четверть упомянутых в рэнкинге школ). Из 47 школ США, представленных в рэнкингах 2010 и 2011 гг., 20 поднялись вверх в этом году. Для сравнения: 18 из 23 европейских бизнес-школ, представленных в рэнкингах 2010 и 2011 гг., ухудшили свои позиции в этом году.

Отчасти это вызвано значительными различиями в зарплате, которые, в свою очередь, являются следствием финансового кризиса, недавно разразившегося в Европе: у 16 из 23 европейских бизнес-школ, представленных в рэнкинге, средняя зарплата выпускников 2008 г. в 2012 г. ниже, чем зарплата выпускников 2007 г. через три года после обучения. Из выпускников бизнес-школ США, напротив, этот показатель вырос у 26 из 48 представленных в рэнкинге школ.

Азиатские школы (всего 9 из 100 участников рэнкинга) показали смешанные результаты. Участник рэнкинга последних нескольких лет, бизнес-школа Hong Kong University of Science and Technology Business School, удержала свои позиции в топ-10, даже несмотря на падение на четыре позиции по сравнению с прошлым годом (в 2011 г. она занимала 6-е место). Однако в этом году дебютировали сразу три новых школы: наиболее высокие позиции у University of Hong Kong – 37- е место, Guanghua School of Management Пекинского университета попала на 54-е место, а расположенная в Сеуле бизнес-школа Sungkyunkwan University Graduate School of Business – на 66-м месте.

Карьерные перспективы

Ситуация на рынке труда для обладателей диплома MBA улучшается. Почти 87% ищущих работу выпускников 2011 г. находят ее за три месяца после окончания обучения, что на 3,5% быстрее по сравнению с 2010 г. и гораздо быстрее по сравнению с выпускниками 2009 г.

Между тем период устройства на работу варьируется в зависимости от региона.

Выпускники азиатских школ неизменно получают самые высокие рейтинги по скорости трудоустройства после окончания обучения в бизнес-школе: почти 95% выпускников 2011 г. нашли работу в течение трех месяцев.

Выпускники бизнес-школ США показали себя не так блестяще. В 2009 г., в разгар финансового кризиса, почти четверть выпускников занимались поиском работы больше трех месяцев после окончания обучения. За прошедшие два года ситуация стабилизировалась, и сейчас уже 86% выпускников находят работу за три первых месяца.

Дороже в США

Степень MBA – единственная, при получении которой каждый студент еще до начала обучения сопоставляет выгоды, получаемые от обучения, и издержки, которые он понесет. FT выяснила, что издержки на обучение в бизнес-школах США в среднем на 30% выше, чем в аналогичных школах в Европе и Азии.

Издержки на жизнь и на обучение составляют примерно $70 000 в Азии, $67 000 в Великобритании, $74 500 в остальной Европе и $99 000 в США. Отчасти это объясняется длительностью программ: большинство европейских занимают 12 месяцев, в США – в основном 20 месяцев.

В то же время студентам в США оказывается более внушительная финансовая помощь: средний объем грантов и спонсорства в США достигает $20 600 в расчете на одного студента против $7000 в Великобритании. Однако гранты и спонсорство лишь частично возмещают студентам их затраты – студенты, обучающиеся на более длинных программах в США, дольше недополучают зарплату.