Вектор


«Подушка» Facebook

Крупнейшая социальная сеть мира Facebook, объявившая о намерении разместить акции на бирже (см. статью на этой странице), пребывает в неплохой финансовой форме по сравнению с большинством интернет-компаний, проведших IPO в 2011 г. В отличие от китайской соцсети RenRen и от сервиса скидок Groupon, Facebook прибыльна – ее рентабельность по чистой прибыли в 2011 г. составила аж 27%. Клиентская база Facebook на порядок больше, чем, например, у разработчика онлайн-игр Zynga: соцсеть работает с сотнями, если не тысячами рекламодателей, а у Zynga основной заказчик один – как раз Facebook. Основанием для беспокойства мог бы стать разве что невысокий удельный вес пользовательских платежей в общей выручке Facebook – всего 15% по итогам 2011 г. Рекламная выручка быстро растет, когда с экономикой все хорошо, но в кризисные времена обычно сокращается; пользователи же как платили (за игры, виртуальные подарки друг другу, повышение статуса и т. п.), так и платят, так что доходы от них – своего рода «подушка безопасности», объяснял недавно «Ведомостям» топ-менеджер крупной российской компании, работающей в интернете. У Facebook с этой «подушкой безопасности» пока не очень. Впрочем, доля доходов от пользователей быстро растет – с 1% в I квартале 2010 г. до 17% в IV квартале 2011 г.

Наперегонки с авиаторами

Федеральная пассажирская компания (ФПК), «дочка» РЖД, занимающаяся дальними пассажирскими перевозками, начнет варьировать стоимость билетов в зависимости от глубины продаж. Если пассажир купит билет на рейс, который отправляется через 31-45 суток, то поездка обойдется ему на 50% дешевле базового тарифа, но если приобретет билет за 10 и менее суток, то, напротив, заплатит на 10% дороже.

Такое ценообразование много лет применяют авиакомпании — это позволяет им сократить потребность в оборотном капитале и помогает лучше планировать рейсы. Теми же соображениями руководствовалась и ФПК, говорит ее представитель. Правда, пока скидками могут воспользоваться только пассажиры купейных вагонов. Тарифы на них устанавливает сама ФПК, в то время как на перевозки в плацкартных вагонах — государство, правила тарифообразования которого гибкостью не отличаются. Не будет скидок и для пассажиров спальных вагонов — компания посчитала их введение нецелесообразным, объясняет представитель ФПК. Плюс действуют они только при поездках внутри России. Этот механизм позволит привлечь новых пассажиров, рассчитывает ФПК, — ведь в IV квартале 2011 г., когда компания запустила его в тестовом режиме, перевозки в купе выросли больше чем в два раза. Шаг своевременный: в 2011 г. услугами ФПК воспользовались 112,5 млн человек, на 0,4% меньше, чем годом ранее, тогда как авиаперевозки внутри России выросли на 12% до 32,7 млн человек

Пострадали за Вову

В последние полгода социальные сети пестрят картинками – «фотожабами» и рисунками, всячески иронизирующими над властями и государевыми лицами. Такое ощущение, что в преддверии выборов политикой увлеклись практически все. Некоторые компании захотели попасть в волну. В их числе одна из крупнейших отечественных ресторанных сетей – Ginza Project. Ресторанный дом подготовил рекламную кампанию своих кафе «Оки Доки». На улицах Москвы сперва должны были появиться щиты с вопросами «Вова, ты с нами?», «Миша, тебя ждать?» и «Леша, ты идешь?». В компании признают, что имелись в виду конкретные люди – Путин, Прохоров и Навальный. После должно было последовать пояснение, куда же приглашают этих ребят: «Встречаемся здесь! Оки Доки». Дальше начались проблемы. Размещать «Вову» и «Мишу» согласились лишь две из пяти рекламных компаний – партнеров Ginza. А как только были размещены 30 щитов, на рекламщиков обрушился град звонков из префектур, все они требовали демонтировать конструкции. Почему-то муниципальные власти особенно беспокоил «Вова».

Перестраховались

Весной правительство намерено продолжить приватизацию. Первый в списке – «Совкомфлот», сообщил директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров, но инвесторы пока не готовы к тому, чтобы «переварить» все выставленные на продажу 49% акций компании. Поэтому, продолжал Уваров, сначала государство продаст 25% «Совкомфлота», а затем в течение года – оставшееся. Как приватизировать компанию – через IPO с последующим вторичным размещением или продавать стратегическому инвестору, правительство еще не решило, сообщил Уваров.

Кроме «Совкомфлота» весной государство собирается продать доли в порту Ванино (55%), «СГ-трансе» (100%), авиакомпании «Сибирь» (25,5%), «Апатите» (20%) и Объединенной зерновой компании (50%). Эти активы купят стратеги, надеются в правительстве: по словам Уварова, интересантов хватает, несмотря на то что это не первая попытка продать госпакеты в некоторых из упомянутых компаний.

Желание чиновников привлечь стратегов понять можно. Нужно обеспечить продажу государственных активов по выгодной цене, а сделать это сейчас через биржу – на нынешнем-то рынке! – непросто. Стратеги зачастую готовы платить премию за контроль. Наконец, государство в этом случае разделит риски не с вечно недовольными миноритариями, а с понятными (проверенными уж точно) партнерами.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)